|
Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (20 мб)
Эффективность педагогической, деонтологической работы кафедры тем выше, чем выше, чем полнее реализуется в ней тезис о единстве обучения и воспитания.
Известно, что из всех используемых педагогикой средств наиболее действенным является сила живого примера. Наглядным и живым примером гуманного отношения к своему врачебному долгу должен служить для студентов преподаватель. Студенты вправе видеть в нем человека высокой внутренней культуры и самодисциплины, честного, внимательного и справедливого, преданного врачебному долгу, не говоря о глубоком знании предмета и высокой практической квалификации.
Эффективность педагогического влияния преподавателя кафедры на студентов значительно возрастет, если они чувствуют, что он отдает себя любимой работе, искренне любит тех, кого лечит, кому преподает и что преподает.
Студенты очень тонко и безошибочно оценивают и понимают искренность отношений к ним со стороны преподавателя и незамедлительно отвечают ему взаимностью. Они коллективно, поэтому сравнительно быстро и легко, создают психологический портрет своего преподавателя. У опытного и талантливого преподавателя активно включаются в действие не только явные, но и скрытые, потенциальные возможности обучаемых.
Успеваемость студента определяется не только его интеллектуальными возможностями, но и мотивами обучения, качеством, методикой его проведения, всей атмосферой, в которой оно осуществляется.
Среди хорошо успевающих студентов нередко встречаются те кто на среднем уровне общего развития и невысоких интеллектуальных способностях достаточно стабильно добивался хороших результатов в учебе, а в последующем – в работе, за счёт повышенного интереса к профессии. Это указывает на то, что в процессе освоения им специальности важную роль играет наставническая, воспитательная работа.
Воспитание студентов на клинических кафедрах является одним из наиболее сильных и управляемых факторов нравственных качеств будущего специалиста. Студенты постоянно воочию должны убеждаться в том, что главной фигурой клиники является больной человек и ему подчинены все заботы и интересы коллектива, начиная от санитарки до заведующего кафедрой. В условиях клиники студент выполняет целый ряд более и менее простых и сложных врачебных обязанностей и становится как бы студентом-врачом с повышенной ответственностью за свое поведение и действие. Синхронное взаимодействие всего коллектива клиники, всей атмосферы лечебного учреждения способны оказать на студента большое воспитательное влияние, наглядно показать ему силу и роль коллектива, место и обязанности в нем индивидуума. Пребывание студента на клинической кафедре является кульминационным этапом обучения его в медицинском вузе и оказывает решающее значение в формировании врачебного долга каждого студента. «Сила врача в его сердце. Величайшая основа лекарств – любовь» Сократ.
Благодарное и теплое чувство к своим преподавателям, гордость за свою профессию должны уносить с собой студенты.
|