Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ВКЛЮЧЁННОСТЬ В ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ «ОПЫТ ПОТОКА» (ПО РАБОТАМ М. ЧИКСЕНТМИХАЙИ)

Печать E-mail
Автор Казарян М. Ю.   
15.07.2009 г.
Российский Государственный Медицинский Университет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Творческий процесс — это не только система специфических деятельностей, рождающих нечто новое, это, прежде всего, специфическое психологическое состояние человека. Оно базируется на состоянии радости и удовлетворенности, которое получает личность в процессе поисково-творческой деятельности. Эта радость возникает у человека, когда он прорывается через свои собственные границы и приобретает себя в других или другом, когда его собственный мир начинает расширяться. К этой научной идее можно отнести работы американского психолога М.Чиксентмихайи (Mihalyi Csikszentmihalyi), исследовавшего деятельность, мотивы которой ориентированы на процесс, а не на результат. Продукт этой деятельности М.Чиксентмихайи видит в развитии навыков и способностей человека, росте и становлении его личности. Анализ его работ позволяет вплотную приблизиться к пониманию творческого пространства как развивающегося позитивного психологического состояния человека и осмыслить результаты и условия его вхождения в «творческий поток».
Поток это субъективное психологическое состояние, возникающее при полной вовлеченности в деятельность, характеризующееся наличием внутренних вознаграждений, подталкивающих нас к продолжению этих действий. Переживания, испытываемые в потоке, М. Чиксентмихайи называет оптимальным мировосприятием или оптимальным опытом. Поток обычно возникает в деятельностях, чья цель лежит внутри них самих (аутотелических), а так же предъявляющих вызов способностям и навыкам человека, вынуждающих тем самым его погружаться в деятельность «с головой»,  забывая обо всем остальном. В работах М. Чиксентмихайи показано, что состояние «потока» можно испытывать в процессе практически любой деятельности и лишь от самого человека зависит, сможет ли он научиться формировать условия, порождающие его. Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда.
Одними из условий возникновения этого состояния является интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном символьном поле. Как правило, это зависит исключительно от самого субъекта. Внешними ключами, способствующими концентрации и обеспечивающими состояние «потока», являются определенные требования деятельности - «вызовы ситуации» и структура деятельности.
Вхождению в «поток» способствуют те виды деятельности, где есть ясные непротиворечивые цели, правила и обратная связь. Необходимым условием «потока» является четкий баланс между требованиями деятельности и способностями субъекта, при котором требования оказываются выше определенного уровня, т.е. в зоне ближайшего развития. Это определяет индивидуальность «потока» для конкретного человека, побуждающая его полному выявлению своих способностей.
Выделяют ряд феноменов (элементов потока), которые сопутствуют этому состоянию:
1)    Слияние действия и осознания – человек отключается от всех внешних стимулов, в итоге он действует почти автоматически, реагирует спонтанно. Отсутствует необходимость оценивать собственные действия, поступки, решать, стоит совершать то или иное действие или нет, находясь в потоке человек не задумывается над каждым следующим действием, мысль и действие слиты во единое.     2)    Концентрация внимания на ограниченном поле стимулов – вся мощность внимания, весь его ресурс направлен на текущую задачу.
3)    Потеря Эго и выход за его пределы – теряется забота о своем Я, энергия внимания не тратится на поддержание Я-образа, «социальной маски».
4)    Чувство контроля над деятельностью и чувство компетентности в ней – для потоковых состояний характерно чувство владения ситуацией, точнее, отсутствие беспокойства по поводу потери контроля над ситуацией. Субъективные опасности контролируются, человек владеет собой, присутствует и готовность к неожиданностям.
5)    Ясные цели и быстрая, недвусмысленная обратная связь – в потоковом состоянии отмечается наличие очень четких и ясных целей на каждый момент времени, существование четкой иерархии, если целей несколько, последовательности их достижения.
6)    Трансформация времени – ритм времени диктуется потоком, время может субъективно растягиваться, или, наоборот, сжиматься.
7)    Восприятие деятельности как самовознаграждающейся - деятельности, в которых возникает поток, Чиксентмихайи называет аутотелическими, т.е.такими, чья цель лежит внутри них самих. Выполнение самой этой деятельности приносит удовольствие и радость.
8)    Соответствие воспринимаемых требований, выдвигаемых человеку воспринимаемым, а не наличествующим у него знаниям и умениям – создается гармоничный баланс между знаниями и навыками человека (теми, как он считает у него есть) и требованиями задачи, задача не кажется ни слишком простой, ни слишком сложной.
Согласно модели творческого процесса, предложенной М. Чиксентмихайи, когда человека окружает бесчисленное количество возможностей, и он ощущает на себе их давление, не будучи способным воспользоваться ими, то данное состояние переживается как тревога. Беспокойство присутствует, когда уровень способностей выше, но недостаточно высок, чтобы соответствовать актуальным возможностям. Состояние, способствующее творчеству, характеризуется оптимальным сочетанием способностей и возможностей. Но как только способности начинают превышать реальные возможности, человеку становится скучно. И, наконец, человек с большими способностями и малыми возможностями их применения переходит от состояния скуки вновь к состоянию тревоги.
М. Чиксенмихайи указывает, что с эмпирической точки зрения существует ряд ограничений в этой модели, которые заключаются в том, что состояние, способствующее творчеству, не зависит полностью от объективной природы возможностей или объективного уровня способностей. Оно определяется восприятием своих способностей и возможностей для их реализации. Этот подход, отмечает М. Чиксентмихайи, позволяет открыть новые возможности и ведет к развитию личности.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99