Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проблема, посвященная процессу идентификации, занимает значительную нишу в гуманитарных науках как на западе, так в последние десятилетия и в отечественных научных школах. Всё возрастающий интерес, в первую очередь, к социальной идентификации личности обусловлен на наш взгляд целым рядом моментов. Во-первых, это глобализация, с присущей ей нивелированием и личности и этнической группы, характеризующийся вовлечением широких масс населения в мировой интеграционный процесс. Во-вторых, это вследствие той же самой глобализации перемещение групп людей в поисках подходящих условий жизни в пределах, как Европы, так и России. Следующий момент – это разрушение существовавшего около полстолетия биполярного мира. Возраставший с каждым годом этноцентризм и внутригрупповой фаворитизм союзных республик вылился, в конце концов, в многолетнюю русско-чеченскую войну, взрывоопасную ситуацию в ферганской долине, напряженные отношения с соседями. Этническая идентичность, как составляющая социальной идентичности нераздельно связана и с политической. Политические цели международных конфликтов неизменно акцентируются в претензиях на власть, обращаясь к традиционным идентичностям – национальной, религиозной. Нельзя забывать и про так называемую экстернализацию ответственности, или же перенесение вины за случившееся на другую этническую группу чем, к сожалению, грешат бывшие республики Кавказа и Прибалтики. Подобные тенденции опасны всплеском национализма, причем как в одной, так и в противной стране.
Под социальной идентификацией мы понимаем сложное целостное личностное образование, имеющее содержательные, когнитивные и формально-динамические, аффективные характеристики, функционирующая за счет механизмов идентификации и дифференциации и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста. Основными показателями и чертами будут выступать предмет идентичности, то есть содержательная сторона социальной идентификации и степень её выраженности, устойчивости и собственно осознанности её наличия. Отождествление индивидом себя с той или иной социальной группой (соотнесение Я с группой) и чувство принадлежности к определенной социальной структуре, подтверждаемые экспериментальным путем будут служить индикаторами сформировавшейся идентичности. Можно попытаться провести параллели и со статусом и с ролью, выполняемой человеком в обществе. Однако, как отмечает Н. Л. Иванова, в отличие от статуса и роли социальная идентичность – понятие глубоко личностное. Несмотря на явную зависимость от процесса взаимодействия, социальная идентичность – это продукт процесса самопознания и самотворчества.
Понятие политической идентификации вытекает из определения данного социальной идентификации. Своим содержанием она имеет мировоззренческие и ценностные ориентации. Когнитивные и аффективные характеристики включают в себя сознательное отношение к целям и направлению политического поведения. А показателем сформированности идентификации будет ситуация когда индивид может войти в политическую жизнь общества и не только рефлексировать по поводу своей реакции на конкретные события или политические институты, но и учитывать при этом нужды, потребности, требования социальной группы, законов, организации, государства и даже всего мирового сообщества.
Одним из стержневых понятий в определении политической идентификации мы указали политическое поведение. Это обусловлено рядом факторов: во-первых, на наш взгляд, это более широкое понятие, включающее в себя категории политического участия, и политической деятельности. Во-вторых, оно может и не охватывать именно деятельностное участие, т. е. инструментальную активность. В-третьих, политическое поведение может носить бессознательный характер. Под политическим поведением мы понимаем всю сферу отношений с политикой, направленной с помощью политического участия на удовлетворение собственных потребностей. Политическое участие в самом общем виде представляет собой действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. Подспудно в этом обозначении присутствует и определение политической деятельности. Но участие может быть и не деятельностным, как некая психологическая вовлеченность в процессы политической жизни. Некоторые исследователи разделяют понятия “политическое” и “ин¬струментальное” участие, понимая под первым проявление более или менее стихийной активности, которое не всегда поддается инструментальной интерпретации, а под вторым — участие, опирающееся на процедуры социально-политической активности, имею¬щие инструментальный характер и эффективно осуществляемые в демократическом ценностном контексте. Однако такой подход может не учитывать форму политической иммобильности, характеризующийся не вовлеченностью в политические отношения, обусловленные низким уровнем общественного развития; как результат заорганизованности политической системы, низкой эффективности механизмов обратной связи между такой системой и гражданским обществом в целом.