Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В настоящее время обоснованную тревогу вызывают проблемы, связанные с социальным сиротством. В последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. По официальным подсчетам сейчас в России около полумиллиона таких детей. Заботу о детях, лишенных попечения родителей, берет на себя государство, развивая систему сиротских учреждений разного типа. Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М. И.Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал, Н.Д. Ярославцева, Л.Я. Олиференко посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Ученые отмечают, что вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности. Детей-сирот отличает низкий уровень развития саморегуляции, самостоятельности, произвольного поведения. Нарушения социализации проявляются в самых различных формах и с разной степенью выраженности в зависимости от личностных особенностей ребенка. В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо создать условия для социального становления, предполагающего приобретение личностью всего комплекса общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Одним из путей оптимизации взаимодействия ребенка с обществом и его самореализации может стать хоровое пение - искусство, обладающее могучим эмоциональным воздействием на всестороннее развитие личности. Необходимо заметить, что искусство, как форма духовной культуры, передавая в художественной форме опыт и способы эстетического освоения мира, формируя способности и духовные потребности человека в соответствии с социальными требованиями, занимает важное место среди основных факторов, влияющих на формирование и развитие личности. Три социально значимые функции искусства: познавательная, воспитательная и эстетическая действуют в неразрывной органической связи. Реализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всем его многообразии, ребенок, таким образом, все измеряет человеческой мерой и благодаря этому процессу познает самого себя, свой внутренний мир. Рассматривая искусство как особый фактор формирования и развития личности, психологи отмечают его влияние на всю целостность личности, на личностный опыт, мотивационную сферу. Л.С. Выготский говорил о так называемом «катарсисе», наступающем в процессе общения человека с искусством, отмечая «это сложное превращение чувств», их просветление, «их разряд», как имеющие значение для всей личности в целом и ее будущего социального поведения (2). Особое значение в приобретении личностью социально значимых качеств имеет музыкальное искусство, которое помогает ребенку познать и закономерности окружающего мира. Д.Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». (5, с. 15). Особенности развития личности в процессе музыкальной деятельности неоднократно освещались учеными-психологами В.В.Медушевским, Б.М.Тепловым, В.И.Петрушиным и др. Музыка, вызывая у детей положительные эмоции, благотворно действует на их нервную систему, влияет на их сознание и поведение. Хоровое пение, как самый доступный вид музыкального исполнительства, является активной формой приобщения ребенка к искусству. Эта доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с нею, украшает, обогащает ее» (3, с. 9). Благотворное влияние хорового искусства на развитие личности ребенка отмечалось в работах Э.Б.Абдулина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Б.В.Асафьева, Д.Б.Кабалевского. Известные ученые утверждают, что пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой происходит нравственное становление личности, успешно развивается эстетическое отношение к жизни. Хоровая музыка тесно связана со словом, что, вместе с музыкальной интонацией и мелодией, создает базу для более конкретного понимания идейно-эмоциональной сущности содержания музыкальных произведений и расширяет кругозор воспитанников. В процессе работы над хоровыми произведениями, с опорой на позитивные начала в духовном развитии, происходит возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих. У него развивается уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства (6). Совместный характер участия в хоровом исполнении способствует развитию социально-значимых навыков общения и поведения в коллективе. Пропаганда музыкального искусства, выраженная в общественно полезной концертной деятельности, способствует развитию творческой активности личности, способной отдавать свою любовь к музыке и свои знания на благо обществу. Такая общественно полезная деятельность пробуждает у юных артистов чувство ответственности, самодисциплину и способность выполнять определенные требования (4, с. 13). Таким образом, хоровое искусство, воспитывая нравственные качества, укрепляя чувство собственного достоинства, расширяя кругозор, развивая коммуникативные навыки, будет являться эффективным средством социального становления воспитанников детских домов.
Литература 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., «Просвещение», 1968. – 415 с. 2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. 3. Свешников А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное. М., 1962. 4. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000. – 224 с. 5. Шостакович Д. Знать и любить музыку. Беседа с молодежью. – М., 1958. 6. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.
|