Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Лекция толкуется как чтение, преподавание, учебный час профессора (В.Даль)
Лекция как форма общения людей, главным образом, одного человека с массовой аудиторией с целью передачи ей определенной информации надежно завоевала престижное место в обществе. Впервые она была введена более 100 лет назад в средневековых университетах. Она превратилась действенное средство накопления, хранения и передачи знаний и опыта, в мощное интеллектуальное и духовное оружие образованного человека, в эффективное средство обучения и воспитания. Трудно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, к которой не была бы причастна лекция. Ей без всякого преувеличения принадлежит огромная роль в развитии цивилизации, общей человеческой культуры и прогресса. Но особенно большое значение лекция приобрела в современной высшей школе, являясь основной формой обучения будущих специалистов. В вузах лекция определяет основное содержание, научную и идейную направленность всего учебного процесса. Вузовская лекция – это синтез науки, учебы и воспитания студента.
Клиническая лекция отличается от всех других, так как объектом внимания является человек, она должна нести студентам не только определенную информацию по конкретной дисциплине, но и учить их самостоятельно клинически мыслить, логически рассуждать, диалектически объяснять происходящие в организме человека и вне его многочисленные и разнообразные изменения, искать обоснование путей устранения и предупреждения заболеваний.
Для вузовской лекции характерна специфическая аудитория – студенческая, имеющая примерно одинаковый возраст, уровень подготовки и общие академические интересы. Отношение к лекции обусловлено академическими обязанностями студентов (опросы на практических занятиях, сдача зачётов, экзаменов) и заинтересованностью в изучении конкретной науки, приобретении специальности.
Ввиду положительных (позитивных) особенностей студенческой аудитории и заинтересованности её, как и лектора, в изучении конкретного предмета, усвояемость и выживаемость знаний, полученных на прочитанной и иллюстрированной вузовской лекции, достаточно высокие.
Важнейшими и непременными качествами вузовской лекции являются её высокая научно-практическая информативность, доказательность, современность и новизна излагаемого материала, полнота охвата проблемы, сочетание в ней материалов мировоззренческого, методологического характера.
Важным качеством вузовской лекции является метод коллективного поиска и провозглашения научной истины в студенческой аудитории . Один вариант, если истина голословно, декларированным путем подается студентам, и совсем другой – бесспорно лучший, если лектор силой научной логики и убедительностью аргументов вместе со слушателями находит и доказывает истину. То есть высокий уровень вузовской лекции предполагает не только высокую научную эрудицию и педагогическую квалификацию лектора, проявленные им во время общения со слушателями, но и активное, творческое участие последних в лекционном процессе. Студенты, очень доверчиво, и одновременно достаточно критически относятся к информации лектора, что накладывает на него повышенную ответственность за её содержание.
Обязательным качеством вузовской лекции должна быть доступность. Упрощение и усложнение её содержания порочна и вредна. В первом случае при восприятии облегченного материала у студентов нет необходимости напрягать умственную деятельность и активизировать её. Во втором случае – наоборот, непосильно сложный материал подавляет творческую активность слушателей и также снижает эффективность познавательного процесса. Опытный лектор всегда читает лекцию с учетом подготовленности аудитории, не опускаясь ниже и не поднимаясь существенно выше её оптимального уровня.
А каким образом, на основании каких критериев определять этот уровень, чтобы в соответствии с ним эффективно передавать студентам, необходимый им материал предмета? Вопрос нелегкий, точнее – трудный. Но опытный ученый педагог, обязан максимально правильно решать эту сложную задачу, иначе постоянно неизбежны определенные педагогические потери.
Настоящим педагогом является не тот, кто произносит истины, а кто учит своих воспитанников их находить. Освещая научные, чисто практические проблемные ситуации, он не стремиться при этом сразу же давать на них исчерпывающие ответы, наоборот, понимая необходимость развития у студентов диалектического подхода к приобретению знаний, лектор таким образом построит лекцию, что слушатели будут иметь реальную возможность не только активно следить за логикой возникновения проблемы, оценкой её состояния, но и активно участвовать в процессе по решению конкретной задачи.
В этой связи главной задачей педагогического процесса лектор считает не передачу студентам определенной суммы профессиональных знаний, согласно учебной программе, и запоминание её ими, а возбуждение у своих воспитанников творческого интереса к изучаемой науке, способности мыслить, рассуждать, выявлять, анализировать, обобщать факты и делать из них аргументированные выводы.
При всей важности и необходимости чтения проблемных лекций, кроме научных проблем есть классический, фундаментальный, описательный, классификационный и прочий конкретный материал, который требует изложения в лекциях.
Учебник и лекция по одноименной дисциплине служат одной общей цели – полноценной подготовке специалиста. В каком соотношении должны находиться эти два важнейших источника информации?
Ни по форме, ни по содержанию лекционный курс нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять с соответствующим учебником.
Лекция в высшей школе не является альтернативой учебнику. Они возникли как два самостоятельных звена педагогического процесса, являются главными и взаимодополняющими источниками информации обучения студентов.
Лекция обеспечивает передачу студентам необходимой, самой современной информации не только по конкретному предмету, а по самым различным направлениям знаний.
Однако лекция – устное изложения материала, слуховое восприятие – дает сравнительно низкий уровень его усвояемости и выживаемости.
Каждый преподаватель, тем более лектор, обязан хорошо знать педагогические возможности учебника и лекции.
Прослушав курс лекций по той или иной дисциплине, студент должен вынести о ней по возможности достаточно цельное представление и услышать от лектора не отдельные, пусть даже очень значимые факты, а системную, взаимосвязанную последовательную информацию о дисциплине, связях её с другими науками, научных и практических проблемах, перспективах развития.
Знания, преподносимые педагогами студентам на кафедрах, могут ими прочно усвоены, если они подаются предметно, системно, научно обоснованно.
Лекции должны не копировать учебник, не повторять его в полном смысле этого слова, а углублять, дополнять, расширять отдельные понятия и категории, обогащать новой информацией, при необходимости вносить в него коррективы, особенно если точка зрения научной школы лектора не совпадает по тому или иному вопросу с мнением автора учебника. У опытного лектора лекция по любой теме, имея общую стержневую основу с соответствующим материалом учебника, всегда выгодно отличается от последнего большей конкретностью, современностью, доходчивостью, силой эмоционального воздействия на слушателей.
В целом же, как лекция, так и учебник, служат одной педагогической цели. Главный же объект обучения в вузе – студент.
Лекционный процесс – многотрудное интеллектуальное и духовное творчество педагога, которое далеко не всегда поддается разложению на четкие составные части и никогда полностью не вмещается и не может вместиться ни в какие, даже самые сложные, схемы и рекомендации. В нем интегрируется множество объективных и субъективных, управляемых и неуправляемых факторов, но главное, первостепенное значение имеет личность педагога. Он же, постигнув тайны лекционного мастерства, может внести свой вклад в сущность лекционного творчества.
|