Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ДУХ, ДУША И ФЛУКТУАЦИИ. АНАЛОГОВЫЙ ДИАДНЫЙ ПОДХОД

Печать E-mail
Автор Ложкина А.Н.   
05.10.2009 г.

Читинская государственная медицинская академия

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (15 мб)


В данной работе сделана попытка набросать метафорическую канву представлений о душе и духе с позиций синергетики (учения о самоорганизации флуктуирующих систем); придать данным понятиям «материальное воплощение». [С другой стороны, итог флуктуаций - полиморфизм - создает почву для индивидуализации – проблеме, противоположной синергетическому подходу (поискам универсального).]
Человечеству надо было дожить до второй половины 20 века, чтобы И.Пригожин объявил миру о равнозначности флуктуаций по отношению к структуре и функциям; заменил ДИАДУ (структурно-функционального подхода) на ТРИАДУ (+ стохастический подход). [«Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.» (Жорж Санд) /Цит. по 2-с.340/] Метафизическая триада пришла на смену диалектике (функциональной динамике, развитию, абсолютному детерминизму). Значимость флуктуирующего звена мироздания («творческого полиморфизма») до сих пор в достаточной степени не оценена даже интеллектуалами. По крайней мере не намечается попыток создать учебник (или хотя бы учебное пособие) по флуктуациям человека (синергетике человеческого организма), равнозначный по значимости анатомии и физиологии человека. Более того, синергетика не внесена не только как глава в физиологию, анатомию, гистологию, биохимию и иные предметы, но даже отдельным предложением программ разных предметов (которые должны начинаться с фразы «Философские и методологические аспекты предмета»). Учебники должны включать не только описание фундамента знаний, но и проблем (хотя бы как приложение), если мы хотим видеть в выпускнике творчески мыслящую личность.
Именно синергетика претендует на объяснение триады «человек = тело + душа + дух»: широта флуктуаций (в эмоциональной и смежных сферах) аналогична душе, а их запреты (торможение желаний по буддизму, аскетизм) – духу. Идея стара как мир, но дискутабельна с синергетических позиций. Если данное изложение (пусть неправильное, непрофессиональное, наивное) послужит хотя бы небольшим толчком для иных более серьезных измышлений - цель работы достигнута.
Трактовок понятий душа и дух множество. Рассмотрим их только в одном флуктуационном аспекте, подразумевая под «духом» силу воли (а не волю в смысле волюнтаризма) и мобилизацию «внутренних сил», максимальную концентрацию внимания, самоторможение (человек рожден дважды – природой и самим собой /Н.Федоров/).
- «Истинный гений есть не что иное, как сверхъестественная сила
смирения в области мысли.» (Саймон Вейль, философ) /14/
- «Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям.» (В.Ирвинг /1783-1859/, американский писатель) /Цит. по 17-С.41/
- «Скромность вселяет доверие» (Восточная мудрость) /13-С.108/
- Духовность – это мысль, устремленная на общее благо, мысль надличностная, не имеющая в себе личной выгоды. «Отвергнись от себя» (Христос и Будда). /10/ Духовная структура – это то, чем проявляет себя дух, или чистое Сознание (Пуруша). Душа – это флуктуация или проявление духа.
- «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам» (Сократ) /3-С.243/
- «Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.» (Фейхтвангер Лион /1884-1958/) /12-С.798/
- Дух – сконцентрированное сознание, средство, с помощью которого действительность переделывает самое же себя (Лосев). /11/
- «Энергия осла проявляется в полную меру только тогда, когда он не двигается с места» (Николае Йорга) /7-С.112/
- «Армия марширует ползком» (Герцог Веллингтон) /7-С.115/
- Человек жертвует свою душу духу прогресса. /6-С.156-157/ Дух – это демон, сам черт, паразит, внедряющийся в жизнь и в душу, чтобы подорвать их. Человек – не тупик развития, а тупик жизни вообще. /6-С.180/
- Духовность – постоянная тяга к вершинам бытия. /15/ Духовность сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Душевность человека обеспечивается такими формами как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект. /15/
- Киники: удовольствия расслабляют тело и душу, серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих привязанностей. /9/
- В понятие «дух» Плотин вкладывал значение единства высшего Мышления с высшим мыслимым. Если Единое - «потенция всех вещей», то Дух становится всем, обнимая все идеальным образом. Идеи – не только мышление Духа, но сами Дух и Мышление. Единое стало миром форм и Мышления (Духом). /9/ Душа обращается к Духу, обретая собственную ипостась и входя в контакт с самим Благом. /9/ Душа является началом движения. Множественность души, по Плотину, имеет два измерения – горизонтальное и вертикальное (иерархия души: высшая, креативная сила, индивидуальная душа). /9/
- Джордано Бруно рассматривает душу как формирующее начало, а материю – как хранительницу форм.
- У Гегеля дух становится синонимом сознания. Путь развития духа, по Гегелю, проходит этапы сознания, самосознания, разума, собственно духа, религии и абсолютного знания. /9/
- Беркли рассматривает дух и душу человека как синонимичные. Дух познающий и воздействующий есть воля.
- Юм отвергает существование «Я»; воля у Юма сводится к аффекту, который представляет собой смесь удовольствия и боли.
- По Ницше, нет бытия, есть становление. /9/
- В йоге подчеркивается мысль о том, что духовность представляет собой особое мировоззрение, которое рассматривает мир как особое явление, все стороны которого являются взаимозависимыми. /9/
Олицетворением души (русской души) можно считать главную героиню фильма «Любовь и голуби». Открытая душа сочетается со словом искренность и, в какой-то степени, недостатком «тормозов» (самоконтроля). Родственные метафоры состояния широкой души - погружение в сказки, мечты, пространство (аналогия – образное восприятие /целиком/ правым полушарием), сострадание, сопереживание, сердечность [«красота человека – в его сердце» (народная мудрость)]. Душа помогает выйти из синхронизма «Я» «двойников». Представим синусоиду (метафору электромагнитных колебаний), далее модуляции амплитуды данной синусоиды (пример – передача информации по телефону), далее изменение интонации, тональности, музыки речи, говора, аберрации звука. Последние характеристики в совокупности сродни (при их богатстве и искренности) душе человека.
Душевный мир – это самобытный и самодовлеющий мир, имеющий собственные условия жизни, бессмысленный и невозможный в другом плане бытия, но естественный и реальный в нем самом. /9/ Душа больше соотносится с индивидуальными ярлыками стохастического детерминизма, дух – с целевым детерминизмом.
«Не то, что мните вы, природа: не слепок, не безлушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.» (Ф.И.Тютчев). Одно и то же слово может быть произнесено с бесконечным множеством оттенков. Интонация в информационном смысле даже более понятна, чем конкретные знаки («ласковое слово и кошке приятно»). Слова «береза-березка-березонька» метафорически отражает фрактал со все более тонкими элементами и узорами. . Согласно Вико (итальянскому философу) показателем развития человеческой духовности является язык, в понятиях которого отражаются исторический путь и сакральность человеческой жизни. /9/ «Слова имеют собственную душу» (Брехт Бертольд, писатель /1898-1958/). /12-С.799/ Знакомые оттенки, искреннее, доброе (то есть нечто «широкое») ласкает слух, точнее – правое полушарие, а конкретные знаки – левое. Если у человека отключить левое полушарие, то он начинает гораздо лучше петь; у испытуемого обостряется чувство восприятия цветов, оттенков, образов.
Монтескьё утверждает, что человека восхищают две вещи – красота и разнообразие. /16/ Красота ближе к понятию жесткой симметрии (каркасу, «скелету», строме в архитектонике ткани), а разнообразие – к душе, индивидуализации. Душа – некий формообразующий принцип человека (Аристотель). Формальная причина (Аристотеля) складывается в каком-то смысле из двух противоположностей – суперкрупного (скелета) и супермелкого (души, морщинок, окраски шерсти животных /порой только кончика шерстинок/, малой асимметрии). Симметрия упрощает восприятие /16/: достаточно посмотреть на одну половину здания МГУ и мозг разворачивает образ в целое. Но абсолютно симметричное лицо выглядит, как мертвое. Фрактал красив (ветвление /крона/ деревьев, минералы, береговые линии, моделированные фрактально природные пейзажи …), но голая математика страшна. Точный фрактал как бы аннигилирует восприятие. А отклонения от фрактала - неточности - уже интересны. Разнообразие фракталов восхищает и страшит своей неестественностью (в них не хватает души). Душе приятны не абсолютные правильности, а неправильности (отклонения от стандарта, полиморфные варианты).
Полиморфизм (вплоть до индивидуализации, уникальности) позволяет людям группироваться по интересам, ценностям, целям. Абсолютная правильность и абсолютная неправильность (уродства, тяжкие преступления) – это крайности «жизни», своего рода пределы. Приведем аналогию с положительной и отрицательной селекцией Т-лимфоцитов в тимусе млекопитающих. В данной железе (школе «обучения» милиционеров /Т-киллеров/) уничтожаются (отбраковываются селекцией) «двоешники» и «отличники». «Двоечники» за то, что так и не научились распознавать «паспорт организма» - молекулы MHC (HLA у человека), а Т-лимфоциты-«отличники» за то, что помимо HLA научились распознавать и собственные антигены (профилактика аутоиммунных заболеваний). Человека восхищает флуктуирующая красота, умеренное разнообразие, душевность и сила духа. Ницше обратил внимание на то, что гении (и все яркое) редко дают потомство; в эволюции оставляет потомство серое и блеклое. Чем больше в человеке духовной мощи, тем порой меньше в нем физических сил. /4/ Иисус сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю». /14/
Чем духовнее («правильнее») человек, тем сильнее в нем чувство красоты. /19/ Абсолютно гениальное музыкальное произведение слушать второй раз (после

предельного восторга) тяжело, а легкие детские песни можно петь бесконечно. «Музыка – это язык души; это область чувств и настроений» (А.Н.Серов). /18-с.122/ Блок писал: «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах. Ритм задерживается, чтобы потом «хлынуть». Рост мира есть культура.
Культура есть музыкальный ритм.» /1/ Музыку можно разделить на ту, у которой есть «мотивчик» («причинно-следственный /во времени/» набор нот) и сложную (типа «пространственно-стохастических» произведений Моцарта). В простом увидеть сложное (аранжировку) легче, чем в сложном – простое. Написать один крылатый афоризм (отразить суть) порой сложнее, чем написать книгу на данную тему. Потомки зачастую помнят не гения, а его ведущий афоризм («Все течет, все изменяется» /Гераклит/ и т.п.). Вокруг сложного (научной школы) скорее будет единение духа (атаки конкурентов), вокруг простенького [народные песни («Во поле березка /березонька/ стояла»); ничего не значащие, но приятные ласковые словосочетания «Ты моя-то, …»] - единение души.
Смена горизонтали и вертикали («вееров» по Тейяр де Шардену) в эволюции метафорически аналогична смене отдыху и концентрации на результирующей, смене периодов пертурбаций и «географических» перераспределений в реакциях Белоусова-Жаботинского /РБЖ/, смене быстрого и медленного фаз сна, а также души и духа («Время разбрасывать камни, время собирать камни»). Причем, в РБЖ строго прослеживается периодичность (ритм) и его зависимость от объема сосуда, а также примерно равные объемы с гомогенным содержимым (пространственно-временная организация /по И.Пригожину/). Редуцируя, получаем с одной стороны ритм, с другой – «квотирование пространства», своего рода смену «режима времени» и «режима пространства» (в флуктуирующем мире). То есть учение о ритмах в синергетическом аспекте должно четко сочетаться с топологией. Молекулы антител настолько подвижны (по всем степеням свободы), что как бы «ищут» антиген. Формируя иммунные комплексы, данная виртуальная «кристаллоидная» решетка теоретически должна дать отклик в режиме пространства и «застабилизировать соответствующий вариант мутирующего генома». Эта только версия причины роста авидности антител (в аналоговых рассуждениях).
Смена стохастики и причинно-следственных элементов прослеживается у ряда лиц и в точечном рисунке последовательных дыхательных циклов человека (с длительностью примерно 1,5-2,5 минуты). У большинства больных с неврозами и шизофренией вариабельность сердечного и дыхательного циклов резко снижена. Вариабельность снижается при «перевесе» симпатического отдела вегетативной нервной системы и, наоборот, повышена у больных с некоторыми патологиями пищеварительной системы (можно предположить раздражение вагуса). Шизофрения - «перевес» левого полушария и нехватка «образов» для правого. В крови, взятой в первые минуты после введения адреналина (гормона стресса) крысам флуктуации (времени рекальцификации плазмы) снижаются, после введения мединала (снотворного) – резко увеличиваются (и далее квантуются). Налицо одни и те же закономерности на разных уровнях организации флуктуирующих подсистем. А если флуктуирует атом? Аналогово и флуктуации атомов, и субатомных частиц также должны находиться то в режиме пространства, то в режиме времени (обозначения неудачны, но мысль надо как-то выражать, хотя бы метафорически). Например, металл в виде месторождения полезного ископаемого или самородка, пропорционального ювелирного изделия – это доминанта «пространства». Бактерии в биопленках, при «чувстве кворума» как по команде способны начать синтезировать токсин, газ, начать двигаться (феномен роения протея). Царапины на уральских самоцветах, посуде «Цептор» самопроизвольно постепенно исчезают (тоже своего рода «чувство целого», пространства, единого). Спонтанны и как бы синхронны (резонансны) и люминесцентные ответы живого, и выбросы метана в шахтах. (Чем шире душа /пространство/, тем сильнее дух /мобилизация в данный, нужный момент времени/.) Духовность является сущностным, системообразующим качеством человека, преобразующим все его природное начало. /9-С.3-4/ В индийской философии выделяют объективное (брахман) и субъективное (атман) духовное начало. Юнг пишет о коллективном бессознательном, архетипах. Условные рефлексы в процессе эволюции переходят в безусловные (внешние факторы и генетика). Экстра- и интроверсивность. «Вещь в себе» (например, генетически обусловленное поведение) и «вещь для нас» (взаимовлияние внешних факторов) /по Канту/.
Посягать на научное объяснение «души и духа» считается святотатством; тем более рассматривать «Бога-отца, сына и святого духа» как триаду «духовной структуры, производной структуры /функции/, флуктуаций – духа /переходных фаз/» (грех автора). Следующая ступень – преобразование флуктуаций (энергетических производных) в эмоции, законы сохранения энергий, Эмпедокл и весьма плачевная картина перераспределений.
Дух созвучен с жесткостью, прочностью.] П.А.Флоренский: “Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и нем суровее наказания.” /12-с.737/ Синергетически это может выглядеть в фазовом пространстве, например, широкими запрещенными зонами флуктуаций с высокими промежуточными пиками разрешенных диапазонов. Интересно, что перед тяжкими (зверскими) преступлениями наблюдается затишье по частоте встречаемости преступлений вообще (по данному городу). /8/
“Скорблю, что дух и разум не едины, что на добро надежды нет в сердцах. Скорблю, что создан человек из глины, замешанной на низменных страстях.” (Нарекаци Г. “Книга скорби”). /Цит. по 9-С.3/ Духовность есть жизнь по нарастающей кульминации, восхождение к “омега-точке” (Тейяр де Шарден). /9/
А.Шопенгауэр говорил о духе как о высшем сознании – довольно позднем продукте развития человека. /Цит. по 6-с.321/ Дух – это продукт “большого разума” (по Н.Бердяеву), “большого сознания” (гипотетической планетарной сферы сознания). /6-с.319/ Дух не подчиняется никаким причинным зависимостям. Это максимум понимания, на которое способен человек, нечто целое в сознании (взгляд с точки зрения вечности). Большое сознание – метафора сверхчеловека как идеала, к которому стремится каждое мыслящее существо. /6-с.319/ Мы хотим заслужить небо и при этом срывать цветы. Но это невозможно. Мы должны отречься от эгоизма, “Я”; а такое отречение подобно самоумерщвлению (святой делает это практически). /6-с.321-322/
Всякий человек, говорил Ницше, ценен постольку, поскольку он есть путь к сверхчеловеку, идеалу человечности. Отречение от собственной жизни и “Я” есть колеблющееся состояние, балансирующее на грани безу-мия, танец по краю пропасти. /7-с.322/ Но именно здесь наша жизнь раскры-вается с наибольшей интенсивностью, здесь источник мощной энергии, которая связывает наше существование с бытием, придает нам силу и устойчивость. Никакое творчество невозможно без прорыва к сверхсозна-нию. /6-с.323/ “Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечто носились они над землею, незримые оку.” (А.К.Толстой) /5-с.72/
Метафорически душа соотносится с духом, как обычная лампочка и она же, “превращенная в лазер”, или рассеянное в пространстве внимание (отдых после урока) с мобилизацией умственной деятельности при анализе выведения доказательства теоремы, формулы. Внимание – это включение “тормозов” рассеяния, своего рода демон Максвелла. Постоянный выбор решений (“Я”; “капитан на корабле”) – это работа левого полушария. Торможение “Я” надсистемой (“Сверх-Я”) в том же полушарии (работа “Я” над “Я”). Метафора духа - сужение динамического коридора определенных свобод, последовательная целенаправленная деятельность (шаг за шагом); олицетворение доминанты времени (аналогия – поэлементная обработка информации левым полушарием). Мобилизация духа (“Вставай, страна огромная …”) - это концентрация энергии, четкое управление и жесткое наказание за ошибки [сравним родной дом, где можно расслабиться в атмосфере защищенности, и армию – обитель духа].
Дух ассоциирует с энергетикой («анабиоз» йогов, «второе дыхание у спортсменов»; внимание /типа когерентного излучения лазера/). Отсюда формула «Человек = Тело + Энергия + Сознание» (тибетская медицина) сродни формуле «Человек = Тело + Дух + Душа» (христианство). На Востоке больший упор делается на сферу сознания (торможение желаний, мыслей), в христианстве – на сферу эмоциональную (душу и дух). Э.Гуссерль выделяет связи между «вещами», эмоциями и знаками. Синергетически та же формула могла бы выглядеть так: «Человек = Структурно-функциональная система нефлуктуирующая (типа фрактальной, симметричной /математической/) + Структурно-функциональная система флуктуирующая (душа) + Механизмы самоторможения флуктуаций (дух, особенно дух во сне) + Механизмы компенсации торможения (с переходом «энергии» на более глубокий уровень – восприятие информационного потока). У человека появилась возможность самоосознания («Я»), самоторможения вплоть до управляемого сновидения. Математика – это предельные крайности - сочетание абсолютно правильного с абсолютно неправильным, неопределенным (типа деления на бесконечность, нуль, тангенс углов 90n градусов). [Метафорически в данные переходные фазы неопределенностей можно «встроить филологию» – полную информационную неопределенность, язык. Математико-филологическая модель человека виртуального – это отражение сочетания крайностей правильной и неправильной (странной) информации.] Математика абсолютно умна и абсолютно глупа (не заметит самого глобального – смены симметрии). Математика сильна в пространстве, но слаба во времени; язык – наоборот. Дух, смыслы – это больше вертикаль (глубина), душа, образы – больше горизонталь. Вывод постмодернистов (топологизаторов филологии): знаки стабилизируют пространство. Наука пытается «пробиться» в направлении геометризации физики, химии (РБЖ), биологии (механизмы эмбриогенеза, топологии морфогенеза, топологических перестроек ДНК – белое пятно биологии) и даже филологии. Как, живя в «режиме времени», изучать «пространство» во сне? Сновидение другого человека можно увидеть, можно повлиять на него своими образами; виртуальная реальность – это реальность, но другой стороны медали, вернее, «вывернутая наизнанку». Глубина конуса через точку (ничто; торможение флуктуаций, расслабление мышц, минимизацию внешних раздражений перед сном) выворачивается в иной конус «параллельных миров». Что такое переходная фаза между «режимом пространства» и «режимом времени», сном и бодрствованием? Можно предположить, что во сне перебираются разные варианты решения проблем, в режиме времени реализуется одно из них. Одним из критериев выбора является индивидуальный стиль поведения системы, даже данного месторождения в данной местности. «Душа» (индивидуальность, уникальность, с достоинством) местности должна сочетаться с «духом» местности.
Таким образом, надо исходить не от мистических понятий «душа» и «дух», а от синергетики. В данном учении особенно интересен баланс «на лезвии бритвы», в частности, в принятии решения (свободы выбора) «Я» систем в переходах со сменой «симметрии» типа
- «определенность – неопределенность»
- глубина – горизонталь
- пространство – время
- математические фазовые пространства /«кристаллоидные» решетки/ и кванты действия) .

 

 

Литература
1. Блок А.А. Сочинения. – М., 1971. – Т. 6. – С. 358.
2. В мире мудрых мыслей / Авт.-сост. А,О.Давтян. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 608 с.
3. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. В 3-х томах. Том 1. Древний мир. – Сост. А.П.Кондрашов. – М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1998. – 512 с.
4. Григорьева Т.П. Философия красоты // Вопросы философии. – 2007. – N 1. – С. 61-74.
5. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Омега-Л, 2006. – 370 с.
6. Душенко К.В. Закон подлости и другие законы: Афоризмы. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 320 с.
7. Иерархический подход к динамике преступности / Кузнецов И.В., Родкин М.В., Серебряков Д.В., Урядов О.Б. // Новое в синергетике. Новая реальность, новые проблемы, новое поколение. – Часть 1. – М.: Радиотехника, 2006. – С. 381-396.
8. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений. – М.: Изд-во московского психолого-социального института, 2003. – 208 с.
9. Кашуба ВюИю Экономика, нравственность и ощущение счастья // Сознание и физическая реальность. – 2008. – N 4. – С. 2-8.
10. Лосев А. Дух // Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1962. – С. 82-85.
11. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – Авт.-сост. В.Балязин. – 848 с.
12. Сад камней. Мудрость Китая и Японии / Сост. И.В.Суслова. – СПб: Паритет, 2005. – 320 с.
13. Сахаджа йога об эмоциональном интеллекте // Наука и религия. – 2006. – N 8. – С. 16-19ю
14. Современный философский словарь / Под ред. В.Е.кемерова. – М.: Академический Проект, 2004. – 864 с.
15. Хон Д., Голдштейн Б.Р. От пропорции к балансу: происхождение симметрии в науке // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 «Философия». – 2006. – N 2. – С. 20-25.
16. Школа здравомыслия, или уроки мудрых, как жить достойно: афоризмы и мысли выдающихся людей / Авт.-сост. В.Н.Зубков. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 605 с.
17. Энциклопедия мысли. Книга вторая. – СПб: Респекс, 2000. - 592 с.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99