ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВОПРОСОВ ПОДДЕРЖКИ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
Автор Я.Я. Яковлева
18.05.2010 г.
Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск Кафедра поликлинической педиатрии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2010 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Введение: «золотым стандартом» в питании детей первого года жизни является грудное вскармливание (ГВ) – феномен общей биологической адаптации, программирования и стимуляции развития детей периода новорожденности и раннего возраста, где собственно питание является только одним из компонентов интегральной среды развития ребенка, формирующей ту совокупность влияний и взаимодействий, которая и составляет ранний опыт ребенка [1].
Актуальность: основным источником информации матерей по вопросам ГВ являются медицинские работники – 22,1–86,0%. Родственники, знакомые и рожавшие подруги названы источниками информации в 16,9–66,7% случаев, средства массовой информации и научно-популярная литература в 17,7–72,1%. В ряде исследований показано, что женщины ждут информацию по ГВ именно от медицинских работников [2].
Таким образом, в настоящее время актуальным является оценка уровня базовых знаний студентов старших курсов медицинских ВУЗов в вопросах поддержки ГВ.
Цель: оценить уровень знаний старшекурсников Новосибирского медицинского университета в по грудному вскармливанию, получивших основные профессиональные знания по педиатрии и диетологии. Оценить теоретические знания по ГВ среди студентов; оценить знание студентов ряда практических рекомендаций для кормящих матерей.
Материал и методы: нами были опрошены 85 студентов 5-го и 6-го курсов Новосибирского Государственного медицинского университета, являющиеся в будущем профессиональными медицинскими работниками. Обучение проводилось по стандартным программам.
Студенты опрашивались очно по бумажному варианту анкеты, в которую вошли более 50 вопросов по физиологии лактации, теоретическим и практическим знаниям по поддержке грудного вскармливания. Уровень сложности соответствовал стандартным программам обучения. Полученные данные были внесены в разработанную нами базу данных MS Access 2010. Техническая обработка и подготовка материала проводилась пакетом MS Office 2010. Статистическая обработка данных проводилась программой «STATISTICA 8.0».
Большинство распределений количественных данных в исследовании отличались от нормального, что проверялось критерием Шапиро-Уилкса. Для описания этих данных использовались число объектов исследования (n), медиана (Me) и интерквартильный размах (Lower Quartile (LQ) = 25-й и Upper Quartile (UQ) = 75-й процентили). Данные приведены в виде Me (LQ; UQ). Качественные данные описывались показателями абсолютной и относительной частоты. Их сравнение в двух независимых группах проводилось с помощью критерия 2 Пирсона для таблиц 2x2. Рассчитывался уровень статистической значимости () для всех процедур статистического анализа и критическим был принят уровень 0,05. Значение вероятности справедливости нулевой гипотезы (P) было не менее 95%. Критический уровень 2 для таблиц 2x2 составлял 3,841.
Результаты: среди студентов, из которых 81,2% были женского пола, на педиатрическом факультете обучались 89,4%, на лечебном – 10,6%. Возраст составил 22,5 (21,8; 23,3) года. На шестом курсе обучались 44,7%, на пятом – 55,3%. Только 3,5% студентов имели собственных детей. Все студенты считают, что в период беременности необходимо обучать будущих матерей правилам успешного ГВ. При этом, по мнению опрошенных, в равной мере (P=0,50) в этом должны участвовать педиатры (48,2%) и акушеры-гинекологи (44,7%). Это обусловлено тем, что одного желания не достаточно для успешной лактации (62,2% ответов).
Успех ГВ во многом обусловлен ранним прикладыванием ребенка к груди, о чем информированы 91,7% студентов. Так же большинство знают, что такое молозиво (100%), что оно образуется в первые 3-5 дней после родов (96,4%) и о его пользе (92,9%). О необходимости правильного прикладывания к груди знают 90,6% студентов. Положительно относятся к кормлению по требованию 78,6% студентов. Считают, что после родов ребенок должен находиться с матерью 82,4% опрошенных. Считают ненужным допаивание водой ребенка первого полугодия 55,4% студентов. Знают, что лактационный криз и лактационная аменорея являются физиологическим состоянием кормящей матери 58,2% и 72,6% соответственно. Знают, что пролактин влияет на образование грудного молока, а окситоцин на его выделение 91,8% и 50,6% студентов.
Возраст введения прикормов соответствует примерному сроку, который рекомендуется в «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» 2009 года (таблица 1).
Таблица 1
Продукт
N
Median
LQ
UQ
Соки
69
4,0
3,0
4,0
Фрукты
64
4,5
4,0
5,0
Каша
67
5,0
4,0
6,0
Овощи
65
5,0
4,0
5,0
Мясо
68
7,0
6,0
8,0
Желток
66
6,0
6,0
7,0
Творог
64
6,0
5,0
7,0
Кефир
60
8,0
6,0
8,0
Коровье молоко
46
12,0
12,0
12,0
Козье молоко
44
12,0
12,0
12,5
Выводы: 1) у студентов сформированы теоретические знания о значимости грудного вскармливания и роли педиатра в его поддержке и распространении; 2) некоторые позиции (важность кормления по требованию, исключение допаивания ребенка водой, физиологические состояния лактирующей женщины) требуют большей конкретизации, разъяснения и доработки на практических занятиях.
Список литературы:
1. Васильева О.А., Лукушкина Е.Ф., Нетребенко О.К. Практика вскармливания детей первого года жизни после внедрения образовательной программы по питанию грудных детей в Нижнем Новгороде // Педиатрия. – 2002. – № 5. – С. 51–55.
2. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации / А.А. Баранов, А.В. Тутельян, О.В. Чумакова [и др.]. – М.: [б. и.], 2009. – 67 с.
3. Фатеева Е.М., Гмошинская М.В. Научное обоснование и опыт организации работы по поддержке грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. – 2003. – Т. 1. – № 1. – С. 62–66.
4. Aidam B.A., Pérez-Escamilla R., Lartey A. Lactation Counseling Increases Exclusive Breast-Feeding Rates in Ghana // J. Nutr. – 2005. – Vol. 135. – P. 1691–1695.
5. Breastfeeding training for health professionals and resultant changes in breastfeeding duration / J.A. de A.C. Taddei, M.F. Westphal, S. Venancio [et al.] // Sao Paulo Med J/Rev Paul Med. – 2000. – Vol. 118. – No. 6. – P. 185–191.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99