Муниципальное образовательное учреждение Лицей №2 (г. Саратов)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной [Саврасов Е.Г., 2003].
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время составляет 1,6 млн. человек (4,5% от общего количества детей) [Белявский Б.В., http://perspectiva-inva.ru], из них 593 тыс. имеют инвалидность [Российский статистический ежегодник. 2009]. Изучение возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации. 2008 год”]. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.
В нашей стране остроту проблемы придает и то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до девяностых годов двадцатого века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Но сегодня ситуация постепенно меняется и многие специалисты, в том числе социальные педагоги, работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами.
Сегодня можно услышать такое понятие как «инклюзивное образование», т.е. совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов. Практики инклюзивного образования все чаще встречаются в общеобразовательных школах. Так, в Саратовской области проживают 5985 детей-инвалидов школьного возраста, из которых 2850 обучаются в системе общего образования [Зайцев Д.В., 2003].
В нашем лицее совместно со здоровыми детьми обучается девять детей-инвалидов, официально стоящих на учете, по неофициальным данным в 1,5 раза больше. Так, с данной категорией детей в нашем лицее проводиться ряд социально-педагогических мероприятий, среди которых следующие формы и методы:
- Патронаж;
- Консультативная помощь;
- Совместное участие со здоровыми детьми в культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах;
- Совместные тренинги;
- Совместные детско-родительские массовые мероприятия.
Одной из ведущих форм социально-педагогической работы является патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие [М.Т.Р.С.П., 2002]. Патронаж дает возможность наблюдать ребенка и его семью в естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Так, патронаж – одна из форм работы социального педагога, позволяющая установить и поддерживать связь с ребенком, имеющим ограниченные возможности, его семьей и тем самым своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной. Все дети с ограниченными возможностями, находящиеся на патронаже обеспечиваются:
- Бесплатными льготными проездными билетами в городском и пригородном транспорте;
- Горячим дотационным питанием;
- Подарками к 1 сентября и Новому году;
- Учебниками из фонда школьной библиотеки.
Следующий метод социально – педагогической работы это метод консультативной помощи. Консультативная помощь в нашем лицее оказывается по нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми трудностями и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются дети-инвалиды и их семьи. Среди основных направлений можно выделить следующие:
- Консультации по социально-правовым вопросам;
- Консультации по вопросам социальной защиты и социального обеспечения;
- Консультации по вопросам обучения.
В нашем лицее используется еще и такая социально-педагогическая форма работы с детьми с ограниченными возможностями как совместное участие со здоровыми детьми в культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах. Ежегодно дети принимают участие в школьном конкурсе «Театр моды», в фотоконкурсе «Моя семья», конкурсе рисунков «Права ребенка в XXI веке», а также школьных, городских, областных, Всероссийских конкурсах и конференциях. Дети-инвалиды со здоровыми детьми посещают открытые массовые мероприятия, походы в театры и цирк.
Еще одной социально-педагогической формой работы с детьми с ограниченными возможностями являются групповые методы работы – тренинги. В нашем лицее особенно распространены и активно используются социально - психологические и образовательные тренинги.
Еще одним методом социально-педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями является организация совместных детско-родительских массовых мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление семейных связей между родителями и детьми.
Рассмотренные в статье методы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами являются целостными технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе.
Список литературы
1. Белявский Б.В. Состояние и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Управление федерального имущества и развития материально-технической базы Федерального агентства по образованию см. сайт: http://perspectiva-inva.ru
2. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации. 2008 год”. Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2008.
3. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
4. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2004.- № 7
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
6. М.Т.Р.С.П.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
8. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2005.
9. Саврасов Е.Г. Дети – инвалиды в Российской Федерации//Социальная работа.-2003. - №1
10. Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. – 2002. - №4
11. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|