Томский базовый медицинский колледж, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
В ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Данные принципы выступают базисом для принятия государством мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.
Охрана материнства и детства – это созданные государством условия для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. Cегодня во многом от состояния российской семьи зависит демографическая ситуация в стране, которая является одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 – 800 тыс. человек. Это гораздо больше населения нашего Томска…
По большому счету, способов исправления неблагоприятной демографической ситуации всего два: увеличение рождаемости и уменьшение смертности населения
Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей.
Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры. Цель моего исследования: охарактеризовать данные мероприятия и дать их общественную оценку.
Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему пособий, которая обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие. Мы попросили наших респондентов, которыми стали родители маленьких пациентов поликлинники №1 и №2 г. Томска(всего 36 чел), оценить усилия государства в этом направлении. Абсолютно все высказались, что материальная поддержка семей по названному закону весьма условна и является сомнительным стимулом для увеличения рождаемости.
Наиболее масштабной за последнее время мерой, ориентированной на стимулирование рождаемости, стало решение о предоставлении 'материнского капитала' женщинам, родившим второго ребенка после 1 января 2007 года, стало. Томские семьи достаточно осведомлены относительно решения, касающегося 'материнского капитала. 63% респондентов с одобрением относятся к тому, что матерям при рождении второго ребенка выдаются не наличные деньги, а сертификат, который может быть использован только на определенные цели; 27% опрошенных не одобряют такой способ выплаты Половина опрошенных (50%) уверены в том, что решение о выплате 'материнского капитала' будет способствовать росту рождаемости; треть респондентов (32%) проявляют скептицизм на этот счет, еще 18% затрудняются с выводами.
Появление на свет ребенка — всегда значимое событие для каждой семьи. Главное, что волнует будущую маму — чтобы малыш родился здоровым. А это будет зависеть от многих факторов, в том числе от того, как протекала беременность, как прошли роды, какое медицинское наблюдение получала женщина в эти периоды и какое — ее малыш в первый год своей жизни. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.11.2005 г. № 701 "О родовом сертификате" (с изм. от 25.10.2006 г., вступившими в силу с 1.01.2007 г.), с 1 января 2006 года во всех регионах Российской Федерации были введены родовые сертификаты. Эта программа стала приоритетным направлением национального проекта «Здоровье» и, наконец, определила, что огромная роль в выполнении целей нацпроекта принадлежит медикам среднего звена, работающим в учреждениях родовспоможения - акушеркам и врачам акушерам-гинекологам. Именно они «стоят у истоков жизни», поэтому необходимо направить их усилия на работу по изменению демографической ситуации в стране.
Респондентов, в той или иной мере информированных о введении родовых сертификатов, мы спросили (в открытой форме), какова, по их мнению, цель этой меры. Чаще всего респонденты говорили, что она состоит в повышении качества медицинских услуг, обеспечении благополучных родов ('для обеспечения рожениц хорошими условиями для родов'; 'для улучшения здоровья детей и матерей' – 12%). 9% полагают, что данная мера введена для 'повышения рождаемости в стране'. Некоторые респонденты делают акцент на поддержке беременных женщин: возможности 'выбрать роддом и врача' (4%), гарантии оплаты родов государством ('чтобы роды принимались бесплатно в любом месте' – 4%), создании более благоприятных условий для рожениц и беременных, обеспечении более внимательного отношения к ним со стороны медиков ('будут лучшие условия для рожениц'; 'чтобы в роддоме относились хорошо' – по 3%). Другие считают, что введение сертификатов нужно 'в первую очередь для медиков', для финансирования и оснащения роддомов и женских консультаций, повышения зарплаты медработникам (4%), а также для создания конкуренции между медучреждениями, поощрения лучших из них (2%).
Респондентов спросили – кратко описав перед этим механизм использования родовых сертификатов, – способствует ли, по их мнению, введение таких сертификатов повышению качества медицинских услуг, связанных с беременностью и родами. Половина опрошенных (52%) ответили утвердительно (27% оценивают возможные улучшения как значительные, 25% – как незначительные), 21% – отрицательно.
Более трети (37%) опрошенных считают также, что введение родовых сертификатов способствует повышению рождаемости в стране (13% говорят, что в значительной мере, 24% – что в незначительной), треть (33%) – что не способствует.
Таким образом, оценивая результаты мероприятий государственной власти по увеличению рождаемости, следует признать их положительными, но их введение даст необратимый результат только при условии общей стабилизации уровня жизни в стране, когда российская семья получит уверенность в завтрашнем дне и будет испытывать доверие к власти.
Список литературы:
1. Гуркин, Ю. А. Гинекология подростков / Ю. А. Гуркин. – СПб. : Фолиант, 2000. – 256 с.
2. Кобзева, Н. В. , Кузнецова, М. Н. , Гуркин Ю. А. Гинекология детей и подростков / Н. В. Кобзева, М. Н. Кузнецова, Ю.А. Гуркин. – М. : Медицина, 1988. – 298 с.