Авторы: Кернесюк Н.Л., Гвоздевич А.В., Сысоева Л.Ф., Гетманова А.В., Кернесюк М.Н., Козлов А.С., Хасанов М.Р., Афонькин А.Н., Шаныгин А.А.
Уральская государственная медицинская академия (г. Екатеринбург)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
В структуре учебного процесса как его составляющая важное место занимает непре-рывная объективная оценка степени усвоения учебного материала по дисциплине. Спору не вызывают формы контроля, которые должны быть разными и соответствовать планируемому уровню усвоения дисциплины.
Планируемые уровни усвоения учебных элементов по каждому разделу (модулю) дисциплины, которые следует учитывать при организации контроля степени усвоения дисциплины, согласно принципам педагогики и психологии нижеследующие: первый уровень – «знание-знакомство»; второй уровень – «знание-воспроизведение»; третий уровень – «знания – практические навыки» (и умения). На основании выполненного научного исследования по педагогике высшей школы в 80-е годы прошлого века мы посчитали целесообразным для высших учебных заведений медицинского профиля кроме названных выделить четвертый уровень усвоения, творческий – «знание-творчество».
Каждому из планируемых уровней усвоения учебных элементов дисциплины должны соответствовать конкретные формы организации учебной деятельности студентов. Если первый и в определенной степени второй уровень может быть достигнут и лек-ционной формой учебной работы, то третий, да и второй главным образом, — только высокоорганизованными практическими занятиями. Но в основном как третий уровень, так, особенно, четвертый – могут быть достигнуты только высокоорганизованной самостоятельной работой как на практическом занятии, так, особенно, в дополни-тельное время.
Когда мы говорим о высокоорганизованной самостоятельной работе (как на практическом занятии, так и в дополнительное время), прежде всего, имеем в виду достаточное методическое, материально-техническое и организационное обеспечение этой формы учебной деятельности.
Методическое обеспечение учебной деятельности студентов по разным ее формам осуществлено изданными кафедрой «Методическими разработками», в которых учебный материал разделов (модулей) и тем занятий распределен по формам учебной деятельности (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) с максимальным исключением дублирования на них учебных элементов. По каждой форме учеб-ной деятельности также изданы методические указания и среди них – по лекционной работе, по практическим занятиям, по самостоятельной работе («Указания по само-стоятельной работе», «Практические навыки»).
Материально-техническое обеспечение включает, прежде всего, изготовление достаточного количества учебных препаратов по топографии областей, полостей и органов, изготовление, во-вторых, музейных препаратов по всем областям как по топографии, так и по технике типичных операций в этих областях, наличие, в третьих, достаточного количества органокомплексов для оборудования максимально возможного числа рабочих мест для самостоятельной работы по изучению препаратов и выполнению практических навыков, и, наконец, выдачу студентам необходимых для их работы наборов хирургических инструментов.
Организационное обеспечение сводится к предоставлению возможности работать на кафедре студентам в вечерние часы, в связи с чем лаборанты и преподаватели работают в две смены. Обеспечены консультация студентов, учет их самостоятельной работы с препаратами и усвоения практических навыков.
Только обеспечив необходимые условия для изучения тем и разделов (модулей) дисциплины на планируемом третьем уровне усвоения, можно проводить измерение сте-пени усвоения материала на этом уровне. Если же вся работа по усвоению дисциплины сводится к изучению учебников, руководств, в том числе в компьютерных вариан-тах, то третьего уровня усвоения учебных элементов здесь быть не может в принципе. Компьютерные технологии, работа с литературой, лекции и семинары обеспечивают изучение учебных элементов дисциплины исключительно на втором уровне усвоения.
Что касается четвертого уровня усвоения, отдельным студентам или «малым группам» студентов по их желанию предоставляется возможность работать по индивиду-альным программам, заранее составленным, подробно обсужденным, в виде учебно-исследовательской работы (в рамках учебной программы) или научно-исследовательской работы (по тематике научной работы кафедры). Таким студентам предоставляется возможность огласить результаты их исследований на учебных лек-циях (при совпадении тематики), на заседаниях кружка, на научных конференциях и в публикациях.
По каждому виду учебной деятельности и соответствующим им уровням усвоения учебных элементов дисциплины используются разные виды контроля и измерения степени знаний, умений и практических навыков.
Учебные элементы второго уровня усвоения (в основном лекционный материал) мы оцениваем, во-первых, тестовым контролем, во-вторых, анализом работы студентов по лекционной форме занятий, в-третьих, методом опроса на практических занятиях и на зачетах.
Кафедра располагает достаточным количеством тестов по разделам топографической анатомии и оперативной хирургии, как изданных и рекомендованных УМО по медицинскому образованию, так и разработанных нашим коллективом. Тестовый контроль дает все-таки лишь ориентировочное представление об уровне знаний-воспроизведений по дисциплине. Тем более что какое бы количество тестов не предлагалось для этой цели, даже их астрономическое количество не может исчерпать столь значимую по обилию учебных элементов фундаментально-прикладную дисциплину. В связи с этим нами предложены и изданы тесты не только выборочного типа ответов, но и конструкционного. Поэтому этот уровень усвоения мы оцениваем также анализом лекционной учебной работы студентов. Для этого в «Методических разработках» по каждой теме занятия и разделу дисциплины представлены содержательные уровни знаний по каждой из положительных оценок в пятибалльной системе. Кроме того, оценку лекционной работы проводим также знакомством со студенческими конспектами, в которых рекомендуем отражать не только услышанную инфор-мацию на лекции, но и проработанную рекомендованную дополнительную литературу по соответствующей теме. И, наконец, в течение практического занятия каждый студент отчитывается о проделанной работе по теме занятия с определением результативности этой работы, степени усвоения темы.
Учебные элементы третьего уровня усвоения оцениваем умением студентов четко ориентироваться по вопросам топографической анатомии и оперативной хирургии (материал практических занятий и самостоятельной работы) по учебным препаратам, а практические навыки – выполнением оперативных приемов на объекте, в операци-онном поле. Самые важные учебные элементы этого уровня усвоения оцениваются также на зачетах по разделам (модулям) дисциплины, а также на зачете по практическим навыкам по всему курсу.
Эти кратко изложенные соотношения между структурой учебного процесса и способами оценки результатов работы каждого студента и составляют основу рейтинговой оценки.
По нашему кафедральному положению о рейтинговой оценке учебной деятельности студентов расчет рейтинга проводится так:
№
|
Вид
учебной деятельности
|
Часы
|
Оцен.
|
Проп.
|
Балл
+
|
Балл-
|
Балл*
|
Балл**
|
1
|
Практические
занятия
|
96
|
5
|
0
|
480
|
0
|
480
|
480
|
2
|
Лекции
|
36
|
5
|
0
|
180
|
0
|
180
|
180
|
3
|
Самостоятельная
работа:
А) на
занятии
Б)
дополнительная
|
30
80
|
5
5
|
0
|
550
150
400
|
|
550
|
550
|
4
|
Зачет
1: Голова, шея, грудь- 3***
|
|
5
|
|
15
|
|
85
|
85
|
5
|
Зачет
2: Живот, таз – 5***
|
|
5
|
|
25
|
|
6
|
Зачет
3: Конечности – 4***
|
|
5
|
|
20
|
|
7
|
Зачет
4: Практич. навыки – 5***
|
|
5
|
|
25
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
|
1295
|
1295
|
*) Балл общий
**) Балл максимальный (по этому виду деятельности)
***) Коэффициент важности темы для перевода оценки (в пятибалльной шкале) в по-казатель рейтинга при первой сдаче зачета (в срок); при сдаче зачета в назначенное время дополнительно, этот коэффициент не применяется.
Подсчет общего балла по видам учебной деятельности должен включать наряду с по-ложительными также отрицательные баллы:
А) пропущенное занятие – 20 баллов;
Б) пропущенная лекция – 10 баллов;
В) неучастие в самостоятельной работе на занятии (оперативные приемы, работа с препаратами, препарирование – 30 баллов;
Г) недовыполнение плана самостоятельной работы в дополнительное время – 50 бал-лов;
Д) не сданный зачет – 100 баллов и т. д. и т. п.
Поэтому у студента к выходу на экзаменационную сессию может быть достаточно большой отрицательный рейтинг!
По приведенной шкале для каждого студента создается карта рейтинга, в которой указаны уровень положительных и отрицательных баллов, общий индивидуальный балл, а также максимальный и минимальный положительные. Это делается для того, чтобы каждый студент знал свой рейтинг по дисциплине, заботился о нем. Равно, как и по другим дисциплинам.
Рейтинг (показатель популярности студента, степень его популярности), таким образом, должен содержать максимальное количество качеств личности, характеризую-щих не только степень (уровень) усвоения дисциплины (даже с так называемым «добором» необходимой «балльно-рейтинговой оценки» перед экзаменом), но и отношение ее к социуму. Ибо учеба и воспитание – суть процесс неразрывный. Поэтому рейтинг включает все показатели учебы и воспитания, вытекает из них, а не какое-то невесть откуда взятое число рейтинга переводится в пятибалльную шкалу оценки знаний и умений на зачетах и экзаменах. В этом случае его (рейтинга) роль и назначение просто непонятны, бессмысленны.
Здесь приведена схема определения рейтинга студента по его учебной деятельности. Кроме этого, важное значение мы придаем участию студента в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе (ритм и регулярность работы, доклады, ценность материала и его анализ, публикации и др.). Каждому виду этой ра-боты также присваивается определенная цена в баллах и включается в карту рейтин-га.
В связи со сказанным полагаем, что рейтинг в баллах по каждой дисциплине должен быть разный, и это по определению! Не может быть одинаковым рейтинг по дисциплине, изучаемой в одном семестре и включающей один-единственный модуль, и изу-чаемой в двух трех семестрах и включающей ряд модулей. При этом следует учитывать также уровень усвоения учебных элементов по модулям. Одно дело, изучение на уровне знаний-воспроизведений, и совсем другое — на уровне практических навыков.
К слову сказать, оценка модулей (именно модулей, а не дисциплин), присвоение цены в баллах определенному большому перечню показателей рейтинга могут быть уни-фицированы в пределах вуза, даже всех медицинских вузов и не только. Но только все это должно идти снизу вверх, а не наоборот.
Таким образом, рейтинговая оценка учебной деятельности студента включает харак-теристику и степень усвоения дисциплины по всем формам занятий, оценка которых осуществлена соответствующими формами контроля, а также его личностные качества. В этом ее смысл, роль и неоспоримое значение.
И, наконец, смысл, роль и неоспоримое значение рейтинговой учебной деятельности студента многократно вырастут во столько раз, сколько карт рейтинга высокого ранга он будет иметь к концу обучения в вузе. И это – во многом его судьба.
Однако, чтобы разговоры о балльно-рейтинговой оценке не были пустым звуком, а рейтинг студента действительно отражал бы уровень его подготовки, всего вышесказанного явно недостаточно. Конечно, рейтинг студента – дело рук самого студента. Но вуз, учебный отдел, деканаты, кафедры также причастны к его рейтингу, хотя бы тем, что должны максимально обеспечить условия для достижения соответствующего уровня усвоения учебных элементов той или иной дисциплины. Иными словами, речь идет о рейтинговой оценке деятельности преподавателей, кафедр, факультетов, дека-натов, всех подразделений вуза. Именно на этой основе у вуза есть шанс стать приоритетным.
|