ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж (г. Киселёвск)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Обучение студентов в среднем специальном учебном заведении приходится на завершающий этап подросткового периода онтогенеза: 15-17 лет. Этот возраст явля-ется сложным периодом развития, как в социально-психологическом, так и биологи-ческом аспектах. Он характеризуется замедлением темпов роста, увеличением мы-шечной массы тела, завершением полового созревания и формирования основных функциональных систем организма.
Цель настоящего исследования – изучение влияний условий обучения в кол-ледже на развитие студентов.
Проводилось изучение морфофункциональных и психофизиологических пока-зателей у подростков 15-17 лет, обучающихся в разных режимах: с разным уровнем двигательной и умственной учебных нагрузок. В исследовании участвовало 330 сту-дентов ГОУ СПО Киселёвского педагогического колледжа физкультурного (ФК) и школьного (НК) отделений. Исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап – начало учебного года на 1-м курсе колледжа (октябрь); 2 этап – окончание учебного года 2 курса колледжа (апрель). У всех участников эксперимента изучались антропометри-ческие показатели, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, умст-венная работоспособность и уровень острой заболеваемости.
Обучение в педагогическом колледже в течение 2-х лет в условиях разного ре-жима: с большим объёмом физических учебных нагрузок (ФК) и с большим объёмом умственных учебных нагрузок (НК), оказало определенное влияние, наряду с возрас-тным фактором, на морфофункциональное и психофизиологическое развитие студен-тов разных отделений. У юношей ФК увеличилось количество лиц с гармоничным физическим развитием и уменьшилось с недостатком массы тела, а у девушек этого отделения наблюдается уменьшение числа студенток с избыточной массой тела, что явилось результатом систематических занятий физической культурой и спортивными тренировками. У юношей НК недостаток двигательной активности вызвал снижение количества подростков с гармоничным развитием в 2 раза за счет появления студен-тов с недостатком массы тела.
Возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе и тренировочный про-цесс к 2-му этапу мониторинга вызвали урежение ЧСС и снижение ДАД (р< 0,05) у юношей ФК. У девушек НК к 17 годам также достоверно уменьшается ЧСС, но по-вышается ДАД, что говорит об увеличении парасимпатических влияний в регуляции сердечной деятельности. Количество обучающихся с высоким уровнем функцио-нального состояния сердечно-сосудистой системы у юношей ФК увеличилось, а у де-вушек ФК, наоборот, уменьшилось.
Видимо для девушек ФК 15 ч. в неделю организованных физических нагрузок было чрезмерным, т.к. среди них было мало спортсменок с большим стажем. В то же время 4 ч. в неделю двигательной активности для девушек НК явились оптимальной физической нагрузкой, которая способствовала увеличению у части из них уровня адаптивных возможностей организма. У юношей НК по сравнению с юношами ФК 4 ч. в неделю занятий физической культурой оказались недостаточным уровнем двига-тельной нагрузки, что обусловило значительное снижение функционального состоя-ния сердечно-сосудистой системы у 35% из них.
Несмотря на улучшение средних значений показателей умственной работоспо-собности, количество лиц с низким уровнем увеличилось, что могло быть вызвано большими умственными нагрузками у них во время обучения и при подготовке к за-нятиям. В то же время у студентов ФК, наоборот, число юношей и девушек со сред-ним и высоким уровнем умственной работоспособности увеличилось, т.е. физические нагрузки способствуют повышению не только функциональных возможностей сер-дечно-сосудистой системы, но и функциональных возможностей ЦНС.
Большие умственные нагрузки и недостаток двигательной активности вызыва-ли увеличение заболеваемости в днях на 1 человека за учебный год и в количестве лиц с высокой острой заболеваемостью у студентов НК на 2-м курсе. У студентов ФК высокий уровень двигательной активности способствовал повышению неспецифиче-ской резистентности организма, что привело к снижению заболеваемости.
Данные о влиянии условий обучения в колледже на развитие студентов могут помочь в планировании индивидуально-дифференцированной работы со студентами разных отделений.