Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Печать E-mail
Автор Чапаева Н.Н.   
19.10.2010 г.

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава» (г. Новосибирск)

Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.

 

 

Актуальность исследования. Для современного общества начала XXI века характерны радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности, реформы социально-экономических, политических и других отношений в нашей стране, переоценка ценностей и ценностных ориентаций молодежи, изменение содержания общественного бытия и сознания. Преодоление кризиса в экономической и других сферах жизнедеятельности, о котором говорят сегодня ученые, социологи и политологи, невозможно без модернизации, как всего общества, так и образования.
Лидерство так же старо, как человечество. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах.   Лидерство, по всем своим намерениям и целям, есть признак номер один любых организаций. Для того чтобы существовало лидерство, необходимо наличие групп, и везде, где возникают группы, появляется лидерство [Е.В. Кудряшова, 1996].  Обществу нужны компетентные и активные специалисты, способные самостоятельно принять решения, готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие четко определять цели своей деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, анализировать ход и результаты, преодолевать трудности, а также умеющие правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, то есть проявлять лидерские качества. Особая роль в решении этих задач отводится образованию, общенациональные интересы которого отражены в концепции его модернизации и связаны с возрастанием роли человеческого фактора, раскрытием потенциальных возможностей личности.
Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование лидерских качеств, является социальная среда. Она зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.) [Г.М. Андреева, 2004]. В настоящей работе понятие «социальная среда» рассматривается как место жительства человека и разделяется на два понятия: «городская среда» и «деревенская среда».
Объектом исследования явились студенты лечебного факультета Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ).
Предмет исследования: влияние социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств в учебном коллективе, роль учебного коллектива в формировании и развитии лидерских качеств.
Цель исследования - выявить  различия в проявлениях лидерских качеств у студентов, живущих в крупных городах и у студентов, приехавших из малых городов, районных центров и сельских местностей, а также изучить педагогические аспекты развития лидерских качеств в учебном коллективе. На основании данной цели были сформулированы конкретные задачи исследования: а) рассмотреть содержание и понятие лидерства, б) проанализировать основные теории лидерства, в) определить основные личностные характеристики лидера, г) рассмотреть педагогические условия формирования и развития лидерских качеств на занятиях.
Характеристика респондентов и инструментарий исследования. Было опрошено 72 студента 5-го и 6-го курсов лечебного факультета НГМУ, среди которых было 36 чел. городских жителей, 36 чел. – студентов, приехавших из районов области («сельских жителей»). Анкета, представленная для заполнения, включала 50 вопросов (см. Приложение). Оценка результатов проводилась по числу вопросов, совпавших с ключевым ответом, и выражалась в баллах: < 25 б. – качества лидера выражены слабо, 26-35 б. – качества лидера на среднем уровне, 36-40 б. – качества лидера выражены сильно, > 40 б. – склонность к диктату. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием критерия Манна-Уитни (SPSS, v. 13.0).
Результаты исследования. Балльная оценка уровня развития лидерских качеств среди городских жителей варьировала от 24 б. до 41 б., тогда как во второй группе респондентов (студенты, приехавшие из сельской местности) отмечался меньший разброс показателей – от 20 б. до 31 б. Кроме того, в группе «сельских жителей» не было студентов, уровень развития лидерских качеств которых может быть охарактеризован как «высокий» или «склонность к диктатату», а число студентов с «низким» уровнем развития лидерских качеств превышало более чем в три раза  таковое среди студентов-«городских жителей». Распределение студентов по уровням развития лидерских качеств в двух группах респондентов представлено в табл. 1.

Таблица 1

Уровни развития лидерских качеств

Уровень развития лидерских качеств

«Городские жители»

«Сельские жители»

n

%

n

%

Низкий

3

8,3

11

30,6

Средний

30

83,3

25

69,4

Высокий

2

5,6

0

0

Склонность к диктату

1

2,8

0

0

Статистически подтверждено, что студенты, живущие в городе, превосходят студентов, приехавших из сельской  местности, по уровню развития лидерских качеств.
Следующим разделом нашей работы было изучение формирования лидерских качеств у студентов в процессе преподавания терапевтических дисциплин (госпитальной терапии и клинической фармакологии).
По мнению А.Р. Фонарева, «структура про¬фессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста. Развитие лич¬ности стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее новый качественный уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личнос¬тному росту» [А.Р. Фонарев, 1997].
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
-    в процессе обучения, ориентируясь на получившие определенное развитие задатки, целесообразно формировать новые психические структуры личности лидера (мотивационные, смысловые, интеллектуальные и пр.);
-    личностный рост возможен при условии ориентации на успешную профессиональную деятельность, т.е. предполагает развитие сильной профессиональной мотивации.
Если личностный рост стимулирует развитие профессиональной деятельности, то в системе обучения необходимо создать условия для этого роста. Проблема специальной профессиональной подготовки лидеров относительно новая и малоизученная, но в психолого-педа¬гогической теории и практике существуют воз¬можности для проектирования педагогической системы, нацеленной на развитие способностей к лидерству.
Формирование в воспитательно-образова¬тельном процессе готовности будущих врачей  к лидерству мы понимаем как целенаправленный педагогичес¬кий процесс, в ходе и результате которого:
-    создается устойчивая положительная мотивация развития лидерских качеств личности (мотивационно-личностный компонент);
-    приобретаются и применяются знания о профессионально значимых лидерских качествах (операционно-деятельностный компонент);
-    происходит соотнесение личностных качеств и требований к будущей профессиональной деятельности (операционно-контрольный компонент).
Сегодня признается, что концептуальной ос¬новой процесса развития лидерских качеств явля¬ется практикующее (опытное) учение, исходящее из предположения, что умения в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике [К. Рудестам, 1990].
Выбор методов обучения в существующей высшей школе в системе повышения квалификации многообразен. Методы обучения, как известно, используются с учетом требований, которые предъявляются к выпускнику вуза, т.е. исходя из модели специалиста. В процессе обучения используются как традиционные методы (лекции, семинары), так и активные, причем доля последних в учебном процессе постоянно возрастает. Среди актив¬ных методов обучения важное место занимают деловые игры, учения, групповые упражнения, тренинги. Они позволяют интенсифицировать процесс обучения, максимально подчинить его целям повышения профессионального мастерс¬тва, стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, в частности самопоз¬нание.
Процесс развития лидерских качеств будущих врачей представля¬ется возможным при условии создания системы учебно-практических ситуаций, нацеленных на развитие у них способности самостоятельно осваивать новый опыт, анализировать свою де¬ятельность, принимать решения, приближенные к реальной профессиональной деятельности. Все это можно реализовать в процессе применения активных личностно-ориентированных форм обучения.
Однако следует отметить, что к концу обучения в медицинском вузе дисциплина «госпитальная терапия и клиническая фармакология» преподается на 5 курсе, и в студенческих группах уже есть сформировавшиеся лидеры, которые берут на себя ответственность за принятые решения, более активны на занятиях, часто выступают с ответами при выполнении заданий преподавателя, в то время как остальная часть группы более пассивна. Поэтому преподавателю следует учитывать сложившиеся группы и применять такие методы работы, которые позволяли бы студентам проявлять свои знания, особенно неуверенным в себе студентам
Дисциплина «госпитальная терапия и клиническая фармакология» имеет большой потенциал для развития интеллектуальных, творческих способностей и лидерских качеств будущих врачей. По нашему мнению, данная образовательная область способствует результативному обучению, созданию и развитию общественно значимых качеств личности учащихся, их социально-трудовому становлению, именно в ней наиболее успешно реализуется проектная деятельность студентов [М.П. Будякина, 2003]. Для эффективного развития лидерских качеств студентов-медиков необходимо определить общие и специфические условия. Опираясь на работы, изучающие развитие человека как личности, его личностных качеств, на диссертационные исследования, в которых рассматривается развитие лидерских качеств учащихся, установлено, что создание поливариантной творческой среды позволяет актуализировать творческий потенциал учащихся и студентов. Можно выделить общие условия развития лидерских качеств [Д.Л. Казаков, 2002; В. Карлоф, 1996; Р.С. Немов, 1999]:
1. Создание коллектива высокого уровня развития. Лидерство представляет собой групповое явление: лидера вне группы, вне коллектива не существует. Коллектив оказывает огромное влияние на развитие личностных качеств. Ученые отмечают, что развитие качеств личности, в том числе и лидерских, зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений [Н.П. Аникеева, 2000; Р. Артуг, 2000].
2. Специальная организация деятельности, ее творческий характер. Как показали исследования психологов, протекание и развитие различных психических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, ее мотивов, целей и средств осуществления. Однако развитию лидерских качеств учащихся будет способствовать лишь такая деятельность, которая наполнена специальным содержанием и соответствующим образом организованная.
В процессе обучения госпитальной терапии преподаватель должен создавать особые условия для проявления необходимых качеств. Этого можно добиться, изменяя характер деятельности в коллективе, тогда «появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж» [Р. Артуг, 2000].
3. Личность преподавателя, главными качествами которого являются профессионализм, эрудиция, личное мастерство, творчество в работе. Специфика предмета заставляет преподавателя рассматривать разнообразные ситуации, он должен уметь доходчиво и понятно объяснить методы диагностики заболеваний, способы ведения больных, методы лечения различных заболеваний, владеть знаниями из различных областей науки.
На занятиях по дисциплине «госпитальная терапия и клиническая фармакология» преподаватель должен создавать среду для благоприятного развития лидерских качеств студентов. Это может быть осуществлено комплексом методов и средств (установление соответствующих отношений в коллективе, целенаправленная организация учебной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных и социально-психологических особенностей каждого обучаемого, проявление лидерских качеств преподавателем).
4. Активная деятельность самого учащегося. Учащимся необходимо иметь знания о сущности лидерства в группе, внутреннее осознание важности наличия лидерских качеств в жизни каждого человека, внутреннюю мотивацию их развития у себя.
5. Применение психолого-педагогической диагностики, позволяющей выявлять наличие лидерских качеств у студентов, управлять их развитием, определять уровень данного развития. На основе полученных результатов преподаватель может строить коррекционно-развивающую работу со студентами.
Анализ психолого-педагогической  литературы позволил выделить специфические условия, влияющие на развитие лидерских качеств учащихся в процессе медицинского образования
В качестве первого специфического условия выступает содержание занятий, их практическая направленность, сочетающая выполнение различных практических упражнений, исследовательских, творческих работ. Специфика занятий наиболее приближена к реальным процессам. Те отношения, в которые врач будет вовлечен в реальных условиях, могут быть смоделированы и проиграны на занятиях в процессе проектной деятельности. На занятиях студент окажется в ситуациях, когда ему необходимо будет исполнять различные роли: врача, пациента, и других. Все это возможно при организации коллективной проектной деятельности. Таким образом, содержание медицинского образования обеспечивает в своем роде уникальную подготовку студента к реальной действительности в условиях больницы.
Второе условие – выполнение учащимися групповых творческих проектов. Результаты исследований и опыт показывают, что лидерские качества развиваются в группе, коллективе. На занятиях по госпитальной терапии и клинической фармакологии возможна организация таких коллективных творческих проектов, которые могут быть реально приближены к будущей деятельности врача. Выполнение творческого проекта осуществляется поэтапно. На каждом этапе преподаватель может включать в процесс проектирования деловые и ролевые игры, творческие задачи и задания, создавать ситуации, которые бы обеспечивали каждому студенту пребывание в роли лидера хотя бы на некоторое время, в определенной ситуации.
Третье условие – соблюдение определенных правил при разделении  группы на подгруппы для реализации проектной деятельности. Анализ исследований, в которых рассматриваются особенности группового обучения, дает возможность выделить правила организации групп для развития лидерских качеств учащихся в процессе проектной деятельности. Отметим, что необходимо учитывать психологическую совместимость, желания студентов, а также их потенциальные возможности для совместной деятельности, качества, которыми обладает каждый в отдельности, наличие лидеров в группе. Занятия по госпитальной терапии позволяют соблюдать не только определенные правила при формировании групп учащихся для работы над проектом, но и моделировать различные жизненные ситуации, в которых каждый студент окажется после вуза. Этого можно достичь, создавая группы не только с учетом их желаний и психологической совместимости, но и группы, в которых определенный процент состава студентов сформирован по воле руководителя или группы без учета их желания.
Четвертое условие – использование на занятиях активных методов обучения (ролевые, деловые игры), методик активизации поиска решений творческих задач (морфологический анализ, мозговой штурм и другие) при решении реальных задач.
Комплекс названных общих и специфических условий, на наш взгляд, может эффективно содействовать процессу развития лидерских качеств у студентов.
Заключение. В настоящем исследовании показано, что развитие лидерских качеств во многом зависит от социальной среды. Лидерская устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия человека с другими людьми. Обладая творческим потенциалом и сильным характером, человек-лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных событий, которые преобразуют окружающую действительность. Он не останавливается на достигнутом; подчиняя свою и  чужую волю, добивается поставленной цели. Он интересен, неповторим, увлекателен. Нестандартность мышления и жажда нового являются самыми продуктивными качествами  творческой личности. И, как свидетельствует  жизнь, лидерский склад ума приносит плоды как в будущем, так и в настоящем. Способность увлечь за собой сверстников в группе или вне её  чаще предвосхищает успехи во взрослой  жизни. Студенты-лидеры наиболее инициативны, они первыми начинают выполнять задание, уверены в себе, много улыбаются, выглядят довольными собой, им всё интересно. Таким образом, уверенность в себе, инициативность, разносторонний  интерес  - это те интегративные качества, которые определяют самоценную активность человека и характеризуют его способность преодолевать преграды, отыскивать новые пути, проявлять не только индивидуальное творчество, но и объединять других людей в решении творческих задач.
Для практического подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено исследование с целью выявить влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств. Анализ результатов показал, что в группе студентов, живущих в городе, средний показатель уровня развития лидерских качеств равен 32 баллам, а средний показатель уровня развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности, равен 27 баллам.
Действительно, социальная среда влияет на уровень развития лидерских качеств. Главная причина, из-за которой люди не способны быть хорошими лидерами - это недостаток уверенности в себе. Даже обладая задатками лидера нельзя им стать, если ты не уверен в себе и в том, что тебя послушают другие и поймут. Именно поэтому необходимо создавать на занятиях такие условия, чтобы студенты, обладающие слабыми качествами лидера, могли проявить себя в полной мере.   
Однако данное исследование не исчерпывает всех аспектов многогранной и сложной проблемы формирования лидерских качеств студентов. Специального исследования требуют вопросы влияния внешних и внутренних факторов на развитие лидерских способностей студентов, проблемы педагогического стимулирования лидерства в молодежной среде, возможности внеаудиторной деятельности студентов в развитии у них лидерского потенциала.

Приложение
Анкета
ФИО________________________________
Возраст_______________
Место рождения и проживания _____________________________

Уважаемый студент!
Просим ответить на предложенные вопросы, выбирая один из ответов
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? а) да, б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да, б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? а) да, б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в со¬ветчике, который мог бы направить вашу профессиональную ак¬тивность? а) да, б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? а) да, б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в ком¬пании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься орга¬низацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результа¬тов, то вы: а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого, б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем, б) настоящий руководитель должен только уметь руко¬водить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему при¬влечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзь¬ями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? а) дадите возможность принять решение наиболее ком¬петентному из вас, б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек, б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? а) да, б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас пред¬почтительнее? а) тот, который все решает сам, б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мне¬ниям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мне¬нию, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а) коллегиальный, б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупот¬ребляют вами? а) да, б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоми¬нает вас? а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет, б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, за¬думчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других лю¬дей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложе¬на ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.
36. Что бы вы предпочли? а) работать под руководством хорошего человека, б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы се¬мейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»? а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мне¬ния других людей, а не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? а) да, б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? а) у меня опускаются руки, б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна вы¬держать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реор¬ганизацию вашего учреждения? а) введу нужные изменения немедленно, б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседни¬ка, если это необходимо? а) да, б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? а) да, б) нет.
47. Кем вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым, б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важны¬ми и известными людьми? а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.
Благодарим за участие!

Последнее обновление ( 12.04.2011 г. )
 

Комментарии  

  1. #1 ANDERS Написать письмо
    2010-11-0810:25:44 Мне показалось, что в работе недостаточно представлены вопросы в анкете по характеристике индивидуальных особенностей личности. Является ли достаточно обоснованными выводы о лидерских качествах "села" и "города" без этих данных?
  2. #2 nik Написать письмо
    2015-02-2322:14:05 К ключевым качествам лидера относятся следующие качества: видение, мотивация, чувствительность, гибкость в поведении. Так же наиболее важные лидерские качества: целеустремлённость, внутренняя целостность, системность мышления, любознательность, активность, инициативность, желание большего, организованность, последовательность, коммуникабельность, создание доверия, самообладание, смелость, умение говорить, убеждать, умение слышать и слушать. Информация взята с http://www.vestniknlp.ru/liderstvo/

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99