Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

МЕСТО И РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Печать E-mail
Автор Соловьева М.Ф   
11.10.2011 г.
НП «Научно-информационный центр общественной и профессиональной экспертизы «Непрерывное образование» (г. Киров)

Современная система образования переживает еще один кардинальный процесс реформирования образовательной деятельности.  Страна обсуждает проект очередного закона «Об образовании», внедрение ФГОС, изменение в  требованиях ЕГЭ, переход массовой школы к новому типу организации учреждений образования. Тем не менее, это внешние факторы, т.е следствие многих иных причин. Поэтому следует обратить внимание на глубинные процессы в самой преподавательской деятельности.
В соответствии с содержанием современного закона «Об образовании» в РФ  понятие «образование» включает в себя обучение+воспитание. В то время как «преподавание»  традиционно рассматривается в контексте обучения. «Обучение» -это преподавание + учение, где существуют субъектно-объектные отношения  как с позиции педагога, так и с позиции учащегося. Педагога и ученика объединяют не только функциональные, но и личностные отношения. Педагог также учится  у воспитанника  ( Вместо S-O и S-S  К Д. Ушинский предлагал SO-SO).
Каковы же проблемы педагога в современной педагогической деятельности?
Первая – педагог теряет привычное место и роль в педагогическом процессе. До сих пор он выполнял свои функции в системе классно-урочной формы организации обучения, основой которой является урок, и чаще «комбинированный» тип урока. В этом случае педагог выступал и организатором процесса обучения и транслятором содержания в соответствии с требованиями образовательной программы.  Центральное место педагога в системе образования – характерная черта национальной русской системы образования. В настоящее время, как в политических процессах, так и в образовании создается надгосударственная система, где национальная система теряет свои приоритеты. Современный педагог переходит в новое состояние – тьютора. Вместо классно-урочной формы организации процесса обучения, где доминируют коллективные отношения, внимание уделяется групповому и индивидуальному сопровождению учащихся. Вместо рассказа учителя используется электронный учебник, поэтому учитель  уступает место транслятора знаний и переходит к новой роли – индивидуального методиста, психо-педагога. Проблема в том, что занятый реформами, связанными с ФГОС, электронной учебной документацией, он не видит перспективы, не прогнозирует свое будущее и тем тяжелее станет его разочарование, сокращение привычной аудиторной нагрузки и оплаты труда.   Средства решения проблемы: 1. Повышение квалификации на добровольной, инициативной основе с целью освоения новых средств обучения, так как именно они, а не содержание, формы и методы труда будут определять его необходимость. Конечно, как личность он будет необходим и далее  в процессе педагогического общения, но оно не будет безличным или «фронтальным», а индивидуальным. Поэтому повышается роль психологии личности, психологии общения, психологии разрешения конфликта.2. Современный педагог может и должен видеть иную перспективу и тогда на первое место выходит «ПЕРЕПОДГОТОВКА» в той же системе дополнительного профессионального образования. И вновь этой  происходит на добровольной основе осуществления собственных прав, но данное действие не входит в обязанность администрации.
Вторая проблема. Учитель  не хочет меняться. Он уверен в том, что сам хорош. Потому что и ранее был хорош, а значит, опытен и вновь – хорош. Данное явление давно беспокоит педагогов-новаторов еще с конца 90-х годов. Широко известные в стране Международные педагогические чтения, организатором и идейным вдохновителем которых выступает Ш.А. Амонашвили,  член  РАО, д.пс.н, руководитель  международной ЛАБОРАТОРИИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ направлены на формирование индивидуального сознания: Учитель начни изменения с себя. Но этого не происходит в массовой школе. Более того,  в силу действия закона противоречия усиливается авторитарность общения, как со стороны учителя, так и со стороны администрации. Административный ресурс «давит» на учителя количеством  и ростом документооборота в ущерб педагогическому общению с детьми. Формализм общения  (так как педагог не успевает  во времени раскрыться  для ученика)  вызывает негатив со стороны ученика и родителей. До сих пор во многих школах не учитываются потребности ученика или родителей как потребителей образовательных услуг, а доминируют потребности государства, которое действует на основе статей Конституции о бесплатном среднем, но обязательном общем образовании в условиях формирования надгосударственных тенденций.  Разрыв в отношениях педагога и ученика ощутили на себе значительные слои родительской общественности, но не могут повлиять на ситуацию В стране нет массы родителей, имеющих достаточный уровень дохода для создания собственных школ. Примером могут служить (в организационном плане) вальдорфские школы. Их появление в России 20 лет назад так и осталось на уровне единичных  экспериментов.
Третья проблема. В 1985 году вышла небольшая книга А.А. Дубровского, главного врача  детского санатория в АНАПЕ, в которой он доказал зависимость хронических заболеваний детей от стиля и характера общения ученика в школе  как с педагогами, так и с одноклассниками (так как уклад школьной жизни формирует педагог).  Но если в тот период в первом классе было 75% здоровых детей и они теряли здоровье в школе, то сегодня в первых классах -  не более 5% здоровых детей, так как их родители в 80-годы пережили  педагогику авторитаризма. Естественно, нельзя утверждать, что  «формализм» и «авторитаризм» были господствующими в каждой школе, но тенденция к росту  явно наблюдалась. Уже в тот период на смену учителя типа главного героя кинофильма «Доживем до понедельника «пришел иной, поэтому  искусство выразило новые веяния через кинофильм «Чучело». Как следствие в последние три года в стране ширится общественное движение «За здоровье в образовании». Примечательно, что речь идет и о здоровье педагога и о различных видах здоровья, но как всегда на местах установились приоритеты физического здоровья. В то время как профессия педагога занимает первое место среди видов профессиональной деятельности по «эмоциональному выгоранию», поэтому учитель имеет такой период отпуска, чтобы мог восстановиться.   Сбережение здоровья заключается прежде всего в духовной культуре и психологической атмосфере учебного заведения. Основатель русской модели образования и подготовки учителя К.Д. Ушинский говорил о необходимости гармонии трех аспектов деятельности школы: управление, обучение, воспитание. Доминирование одной из них создает предпосылки для негатива в укладе школьной жизни.
Четвертая проблема.  Основатель  массовой системы образования Я.А. Коменский настаивал на принципе природосообразности в организации педагогического процесса.  Данный принцип сегодня трактуется с позиций учета возрастных и психологических особенностей ребенка. Я.А. Коменский имел в виду и особенности мышления человека. Исследования физиологов подтверждают, что в развитых странах Европы, России за последние 20 лет родились поколения с преобладанием правого полушария, т.е. люди творческой направленности. НО их продолжают обучать преподаватели, имеющие выраженное лево-полушарное мышление. Поэтому «спасает» ситуацию то, что определенный процент педагогов имеет равное развитие полушарий. Дети не справляются с логикой, но превосходят в воображении. Однако именно такого типа детей отправляют в классы компенсирующего обучения. Но дети ли виноваты?  Оптимальным средством выхода из данной  кризисной ситуации  является новая парадигма, теория и методика образования, созданная д.п.н, профессором МГУ Н.В. Масловой. К сожалению,
 за 20 лет она с трудом  принимается администрацией школьного образования, поэтому не может быть доступна для педагогов (кроме тех, кто стремится к самообразованию). Не менее важным становится и развитие идей экологии человека, педагогической экологии как наиболее эффективных средств разрешения указанных противоречий.
Пятая проблема производна от тех, которые связаны с потребностями времени. В ноябре 2010 года в России принята Долгосрочная целевая программа «Информационное общество» до 2020 года. В ходе ее выработки проведены социологические исследования, результаты которых свидетельствуют о том, что наша страна на 36,.. 27 лет отстает по многим показателям от критериев информационного типа общества, т.е.  от тех стран,  кто вовремя создал основы для реализации основных показателей экономического, технического, гуманитарного (социальная информатика) развития общества экономики знаний и информации (хотя многие научные школы  еще определяют их соотношение: информация и знание). В то же время впервые в истории человечества поколение  «учеников» превзошло  поколение «преподавателей» в  скорости, способах овладения информационными технологиями. И новое общество иначе ставит вопрос о подготовке кадров, повышении их квалификации и переподготовке в силу более быстрого  обновления профессий за счет умирания старых и зарождения новых, связанных с модификацией технологий в различных отраслях экономики, науки и техники.. Тем студентам, что начали обучение в вузе в 2011 году предстоит освоить более 14-15 профессий в течении жизни. Вопрос «чему» учить напрямую связан с вопросами «как» учить и перспективами  востребованности профессии педагога в традиционном для нас понимании.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99