МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, КАЧЕСТВЕ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ И ПРОВЕДЕННОГО ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ
Автор Струев И.В., Косоруков Н.В
15.07.2009 г.
Омская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Социологические методы исследования в настоящее время приобретают все большее значение. Очень часто данные, полученные в ходе социологических исследований, позволяют найти ответы на серьезнейшие вопросы и, в ряде случаев, являются основополагающими для принятия соответствующих управленческих решений [1].
Опрос пациентов, получивших ортопедическую стоматологическую помощь в различных государственных и негосударственных лечебных учреждений г. Омска, проводился с помощью специально разработанной нами структурированной анкеты, содержащей 15 вопросов. Всего по данной анкете проинтервьюировано 215 пациентов в возрасте от 20 до 59 лет (табл. 1).
Табл. 1
Возрастно-половая структура
респондентов (абс., %)
Возрастная группа
(годы)
П о л
Оба пола
Муж.
Жен.
абс.
%
абс.
%
абс.
%
20-29
23
10,75
28
13,02
51
23,71
30-39
17
7,95
30
13,89
47
21,86
40-49
25
11,75
32
14,89
57
26,51
50-59
30
13,75
30
13,89
60
27,92
Всего
95
44,19
120
55,81
215
100
Сведения о социальном положении респондентов представлены в табл. 2. Заполнению анкеты предшествовал инструктаж, при котором подчеркивалась анонимность и добровольность опроса. Вопросы анкеты были направлены на выяснение удовлетворенности ранее проведенным ортопедическим лечением (протезированием) и выявление нареканий на качество зубных протезов, преимуществ и недостатков ортопедической стоматологической помощи в государственных (муниципальных) и негосударственных (частных) учреждениях г. Омска.
Табл. 2.
Социальное положение респондентов
(абс., %)
Социальное положение
Возрастная группа (годы)
Итого
20-29
30-39
40-49
50-59
абс.
%
абс.
%
абс.
%
абс.
%
абс.
%
Рабочие
11
5,12
10
4,65
12
5,58
4
1,86
37
17,21
Домохозяйки
15
6,98
7
3,26
9
4,19
15
6,98
46
21,40
Безработные
7
3,26
9
4,19
11
5,12
3
1,40
30
13,95
Предприниматели
2
0,93
10
4,65
12
5,58
18
8,37
42
19,53
Служащие
6
2,80
11
5,12
13
6,04
20
9,30
50
23,26
Студенты
10
4,65
-
-
-
-
-
-
10
4,65
Всего
51
23,74
47
21,87
57
26,51
60
27,91
215
100
Анализ анкет респондентов выявил следующее.
В государственных стоматологических поликлиниках предпочитают получать стоматологическое ортопедические услуги 53,7 % опрошенных, а в частных – 46,3 %. Государственные стоматологические учреждения выбрали рабочие, домохозяйки и безработные (113 респондентов, 53 %). Предприниматели, служащие и студенты предпочли частные клиники (кабинеты). Таким образом, спрос на стоматологические ортопедические услуги в государственных учреждениях остается востребованным, но претендуют на них пациенты с невысоким уровнем дохода (средним, низким и весьма скромным).
На вопрос анкеты «Есть ли у Вас нарекания на ранее проведенное ортопедическое лечение (протезирование) и на качество зубных протезов?» респонденты ответили следующим образом. На неудовлетворенность ране проведенным протезированием указали 55,6 % заполнивших анкеты. Не дали ответа – 7,3 % и лишь 37,1 % были полностью удовлетворены ранее проведенным протезированием. Качество зубных протезов как «отличное» отметили только 17,2 % респондентов, «хорошее» – 31,3 %, «удовлетворительное» – 44,1 % и неудовлетворительное– 7,4 %.
Среди опрошенных 35,9 % не устраивал внешний вид протеза (цвет, форма, размеры), 33,2 % респондентов не были удовлетворены функциональной ценностью протезов (невозможность откусывания пищи, плохая фиксация, отсутствие полностью восстановленной дикции – затруднено произношение шипящих звуков) и 30,9 % опрошенных отметили, что протезы быстро пришли в негодность (скол покрытия, перелом базиса, изменение цвета).
Сравнительный анализ удовлетворенности пациентов ранее проведенным ортопедическим лечением в зависимости от формы собственности лечебного учреждения – государственное (муниципальное) и негосударственное (частное) показал, что в частных стоматологических клиниках степень удовлетворенности составила 33,9 %, а в государственных – 21,7 %. В частных клиниках на вопрос анкеты «Каково качество зубных протезов?» респонденты назвали «отличное» – 32,3 %, «хорошее» – 63,1 % и «удовлетворительное» – 4 ,6 %.
Существенные различия между выше приведенными значениями удовлетворенностью и неудовлетворенностью ранее проведенным ортопедическим лечением (протезированием) и качеством зубных протезов в государственных и негосударственных учреждениях связаны, очевидно, с чрезмерной загруженностью врачей-ортопедов и зубных техников, а также материально-техническим оснащением кабинетов и зуботехнических лабораторий.
Среди преимуществ государственных стоматологических учреждений респонденты (73,9 %) назвали низкие цены, а среди недостатков – использование устаревшего оборудования и технологий (45,8 %), большие сроки ортопедического лечения (протезирования) – 20-35 дней (42,1 %) и очередь на прием к врачу (12,1 %). Главный недостаток частных клиник (кабинетов), по мнению опрошенных, – высокие цены (91,3 %).
Основные причины, которые назвали неудовлетворенные ранее проведенным ортопедическим лечением респонденты: использование несовершенных материалов и технологий; слабая материально-техническая база; использование современных материалов и технологий врачами-ортопедами и зубными техниками без соответствующей специальной переподготовки; отсутствие на этапе планирования конструкции протеза врачами-ортопедами демонстрации предстоящей готовой работы, а также отсутствие проявляемого интереса к отдаленным результатам лечения.
Таким образом, проведенное социологическое исследование показало, что уровень удовлетворенности пациентов качеством ортопедического лечения (протезирования) и эффективностью зубных протезов, как в государственных, так и в частных стоматологических учреждениях г. Омска в целом низок. Основными приоритетами в оценке результатов ортопедического лечения должны стать: высокая эстетическая (косметическая) и функциональная эффективность зубных протезов. Из сказанного следует: лишь качественная медицинская помощь больным позволит учреждению здравоохранения быть конкурентоспособным и расширит круг пациентов.
Список использованной литературы:
1. Кицул И.С. Научное обоснование потребности взрослого населения в стоматологической помощи и вопросы ее оптимизации в современных условиях : дис. … д-ра мед. наук / И.С. Кицул. – Иркутск, 2002. – 259 с.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99