Эта работа опубликована в сборнике научных трудов "Естествознание
и гуманизм" (том 6, №1, 2010 год) под редакцией проф., д.б.н.
Ильинских Н.Н.
Посмотреть
титульный лист сборника
Скачать
сборник целиком (8,5 мб)
Всеобщая компьютеризация обучения в рамках национального проекта «Образование» в полной мере затронула и высшую школу. В XXI веке уже привычными стали тестовый контроль знаний студентов на ПЭВМ, дистанционные способы обучения, размещение в локальных сетях и интернет различных информационных материалов, нормативной документации по вопросам здравоохранения. Однако это далеко не полный перечень возможностей компьютеризации учебного процесса. Одним из новых направлений является разработка электронных учебных пособий, впервые реализованное в медицинском образовании России научной школой академика РАМН профессора Г.П. Котельникова. Применение такого методического подхода в инфектологии и эпидемиологии может быть признано инновационным, так как аналогов в отечественной медицине не существует.
В течение двух лет коллективами кафедр инфекционных болезней с курсом эпидемиологии, педагогики, психологии и психолингвистики, лаборатории медицинской информатики Самарского государственного медицинского университета, а также кафедр инфекционных болезней трех медицинских вузов (г. Казань, Омск, Кемерово) было разработано электронное учебное пособие «Инфекционные болезни» для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов.
Его особенностью является выделение в качестве главного звена в развитии познавательной деятельности студентов вопросов частной инфектологии и эпидемиологии, предусмотренных государственными образовательными стандартами (с учетом актуальности эндемичных для наших регионов видов инфекционной патологии). Во всех разделах межвузовского электронного издания освещены и элементы общей инфектологии, а экстренная профилактика инфекционных болезней выделена в самостоятельную главу.
Отличительные черты нашего издания, обусловливающие его преимущества перед изложенными на бумажных носителях, состоят в следующем: четкая единообразная структуризация учебного материала по разделам, подразделам. Даже каждый блок информации по отдельным нозоформам заболеваний (этиология, патогенез, клиника, лечение и др.) изложен по определенной структурно-логической схеме. Все разделы и подразделы имеют свой электронный адрес для удобства и оперативности поиска сведений при самоконтроле знаний студентами. Медицинские и специальные термины, симптомы и синдромы инфекционных (паразитарных) болезней по желанию пользователя раскрываются в виде определений, установленных ГОСТами, нормативной документацией Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а в случае отсутствия в таковых - изложенных в ведущих отечественных и зарубежных справочниках и словарях медицинских терминов. По всем подразделам и блокам информации разработаны тесты самоконтроля знаний обучаемыми, причем для развития клинического мышления предлагается использовать 6 видов вопросов (выбор типа последовательности, сопоставления данных, множественный выбор и др.). Все тесты самоконтроля составлены с учетом наличия ответов на них в тексте учебного пособия. Большинство информационных блоков иллюстрированы слайдами с визуальными признаками клинических проявлений заболеваний, морфологическими характеристиками возбудителей, патогистологической и патанатомической картиной течения патологии, что позволяет повысить наглядность излагаемого учебного материала. Программное обеспечение учебного пособия обеспечивает возможность периодической замены устаревших данных по мере внедрения в медицинскую практику новых средств и методов лечения и профилактики инфекционных болезней. Кроме того, высокая надежность защиты программ от «взлома» служит гарантией от несанкционированного копирования и плагиата. Учебное пособие обеспечено инструкцией для пользователя. Применение разработанного электронного учебного пособия для подготовки врачей не исключает необходимости изучения студентами основной и дополнительной литературы по эпидемиологии и инфекционным болезням, предусмотренной учебными программами. Однако его внедрение в учебный процесс позволит: повысить качество усвоения учебного материала за счет структуризации знаний; развить познавательную деятельность студентов; сократить время на усвоение учебного материала; привить навыки самостоятельной работы и самоконтроля полученных знаний; повысить наглядность учебного материала.
Таким образом, электронное учебное пособие «Инфекционные болезни» является инновацией в обучении студентов вопросам диагностики, лечения и профилактики актуальных видов инфекционной патологии. Оно служит также инструментом интеграции в межвузовскую систему подготовки врачей.