Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра медицинской и биологической кибернетики
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2010 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
На сегодняшний день работа любого лечебного учреждения включает в себя обработку огромных потоков информации, которые в большинстве случаев представлены бумажным документооборотом. Такой способ организации требует много времени для передачи и обработки данных, а также специальных условий для их хранения. В патолого-анатомическом отделении НИИ Онкологии ТНЦ СО РАМН на данный момент не существует информационной системы, и все документы обрабатываются и хранятся в бумажном виде. Создание электронной базы данных и автоматизированного рабочего места (АРМ) для врача патолого-анатомического отделения может значительно сократить время, затрачиваемое на поиск, обработку и передачу необходимой информации.
Целью настоящей работы являлась разработка автоматизированного рабочего места врача патолого-анатомического отделения НИИ Онкологии ТНЦ СО РАМН.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
4. проведение системного анализа деятельности патолого-анатомического отделения;
5. проектирование и создание базы данных для хранения информации, используемой в патолого-анатомическом отделении;
6. разработка программного приложения для связи с базой данных;
7. разработка системы поддержки принятия решения (СППР);
8. создание справочной системы.
Материалы и методы: Объектом системного анализа являлись внутренние и внешние информационные потоки патолого-анатомического отделения. Для анализа деятельности отделения использовался системный подход, включающий в себя следующие этапы [1]:
1. Анализ проблемной ситуации
2. Анализ целей
3. Анализ функций
4. Анализ структуры
5. Определение внешних условий, действующих на систему и необходимых для ее создания и функционирования
Результаты проведенного системного анализа использовались в качестве материала для проектирования базы данных. В качестве инструмента для реализации базы данных использовалась система управления базами данных (СУБД) InterBase 7.0.1.
Для разработки программного приложения была выбрана среда Borland Delphi 7.0 [2], в основе которой лежит объектно-ориентированный язык Object Pascal.
Система поддержки принятия решения была реализована в программной оболочке Promo, основанной на продукционной модели представления знаний.
Для реализации справочной системы использовалась программная оболочка Help & Manual 5.1.1.
Результаты: В результате системного анализа деятельности патолого-анатомического отделения были выявлены входные и выходные информационные потоки, а также потоки внутри отделения. Входным потоком является цитологический и гистологический материал, подлежащий исследованию, а также данные о пациентах, направленных на цитологическое и гистологическое исследование: ФИО, пол, дата рождения, клинический диагноз, место взятия материала и характеристика взятого материала. Выходным потоком являются результаты проведенных цитологических, гистологических и иммуногистохимических исследований.
Основные функции, выполняющиеся в пределах патолого-анатомического отделения и касающиеся диагностического и научно-исследовательского процессов – это подготовка взятого материала к исследованию, проведение цитологического, гистологического и иммуногистохимического исследований, регистрация полученных результатов, проведение статистической обработки результатов анализа. Основные роли, существующие в отделении – это лаборант-цитолог, лаборант-гистолог, врач-цитолог, врач-патоморфолог.
Кроме того, в результате проведенного анализа была выяснена структура предметной области, подлежащей отражению в базе данных.
В результате проектирования была получена база данных, удовлетворяющая условиям нормализации и состоящая из 15 таблиц, содержащих всю необходимую информацию.
Для работы с базой данных было реализовано программное приложение с простым и интуитивно понятным интерфейсом, позволяющее вносить данные о новом или уже записанном в базе пациенте, просматривать результаты анализов имеющихся в базе пациентов, получать отчеты о результатах проведенного исследования, а также экспортировать результаты исследований для их дальнейшей статистической обработки.
Система поддержки принятия решения предназначена для выделения одной, наиболее вероятной альтернативы из некоторого подмножества альтарнатив и помогает пользователю принять решение о правильности выбранной им гипотезы. В данном случае СППР помогает определить степень дисплазии цитологического материала в зависимости от наблюдаемых характеристик цитолгической картины.
Справочная система содержит инструкции по работе с приложением, а также основные термины предметной области.
Список литературы:
1. Новикова, Т. В. Системное проектирование АИС учреждения здравоохранения: Системный анализ деятельности учреждения и концептуальное проектирование АРМ. Учебное пособие / Т. В. Новикова – Томск, 2007. – 185 с.
2. Бобровский, С. Delphi 7: Учебный курс / С. Бобровский. – СПб: Питер, 2008. – 736 с.