Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра медицинской и биологической кибернетики
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
В современных условиях широкое применение находят медицинские информационные системы (МИС) – универсальный инструмент управления ресурсами лечебного учреждения и качеством оказания медицинской помощи. Выделяют следующие классы МИС в соответствии с их функциями: медико-технологические, справочные, статистические, научно-исследовательские, обучающие [1]. Основными функциями МИС являются: ведение медицинской документации; поддержка медицинских технологий; предоставление информации в виде справочников, классификаторов, баз доказательных источников; автоматизация документооборота; учет пациентов и выполненных медицинских услуг; управление, оперативное планирование и учет финансовых и медицинских (кадровых, материальных) ресурсов; предоставление государственной медицинской статистической отчетности, а в целом - создание единого информационного пространства [3].
В данной статье описан первый этап разработки медико-технологической информационной системы на базе НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН в отделении хронической ишемической болезни сердца и атеросклероза. В данном отделении осуществляется лечебно-диагностическая деятельность без оперативных вмешательств [2].
До создания МИС необходим анализ внутренних и внешних информационных потоков отделения.
Внутренние информационные потоки представляют собой процесс обмена информации между «ролями», существующими в отделении. Можно выделить следующие «роли»: руководитель отделения, заведующая отделением, врач – кардиолог, врач – липидолог, врач – УЗИ, врач – специалист по мониторированию артериального давления, старшая медсестра, постовая медсестра, процедурная медсестра.
Обмен информацией осуществляется с помощью передачи документов, телефонных переговоров и непосредственного контакта. Выходной поток информации одной «роли» является входным для другой.
Пациент поступает из приемного отделения, где на него уже заведена история болезни. Постовая медсестра заполняет алфавитный журнал, записывает номер пациента, номер истории болезни, ФИО поступившего пациента, его возраст, адрес, диагноз при поступлении.
Старшая медсестра дублирует запись в журнал движения больных, добавляя в него информацию о дате поступления и выписки пациента из отделения.
Зав. отделением назначает пациенту лечащего врача и определяет в конкретную палату, номер которой сообщается постовой медсестре.
Лечащий врач заполняет лист назначений, в котором отмечает: лечение (лекарственные препараты, их дозировку, график приема); диагностические процедуры, которые необходимо провести пациенту. Постовая медсестра передает лист назначений в соответствующее функциональное подразделение отделения ИБС (процедурной медсестре для забора крови, блок функциональной диагностики, блок мониторирования, «липидный центр»), либо записывает пациента на исследование в отделении функциональной или лабораторной диагностики, после чего сообщает информацию о времени исследования пациенту. Постовая медсестра относит выписку из листа назначений старшей медсестре.
Старшая медсестра выдает лекарственные препараты процедурной или постовой медсестре, либо делает заявку на них в аптеку по списку, согласованному с зав.отделением, если в отделении они закончились. Старшая медсестра заполняет статистический талон, который подписывает врач. Затем она относит статистический талон в отдел статистики вместе с историей болезни выписанного пациента.
При выписке врач заполняет: выписной эпикриз (вклеивает его в историю болезни); выписную справку (выдается всем пациентам, пребывавшим на лечении в отделении); больничный лист (для работающих пациентов, выдается на руки пациенту).
Внешние информационные потоки связывают отделение ИБС с другими подразделениями НИИ кардиологии.
От администрации клиник (заместитель главврача по лечебной работе) отделение ИБС получает: ФИО платных пациентов, которых необходимо госпитализировать; сведения о сумме, выделенной на высокотехнологичные методы обследования; выписки из историй болезни пациентов, на основании которой решается вопрос о показании к госпитализации; при необходимости чек оплаты пациентом стоимости стационирования. Заместитель главврача по лечебной работе отдает заведующей отделения ИБС график дежурств врачей НИИ кардиологии, ему передается список пролеченных платных пациентов. Внебюджетный отдел получает из отделения ИБС справку об оплате дорогостоящих медицинских услуг для согласования со страховой компанией.
Из приемного отделения в отделение ИБС поступает история болезни. При переводе пациента в другие клинические отделения к истории болезни прилагается переводной эпикриз. Физиотерапевтическое отделение получает историю болезни в случае направления больного на физиопроцедуры. Учет полученных из отделения неотложной кардиологии сильнодействующих препаратов ведется в соответствующем журнале. После обследования пациента в отделении рентгеновских методов, клинико-диагностической и радионуклидной лаборатории заключения передаются в отделение ИБС. В аптеку поступает список требуемых лекарств, в пищеблок передается порционник от старшей медсестры. Отдел медицинской статистики получает историю болезни после выписки больного.
Таким образом, внутри отделения ИБС наблюдается интенсивный обмен информацией в виде передачи документов, консультации по телефону, непосредственных переговоров, который занимает значительную часть рабочего времени персонала. Внедрение информационных систем обеспечит автоматизацию работы, уменьшит бумажный документооборот, повысит эффективность труда сотрудников НИИ кардиологии.
Список литературы:
1. Медицинские информационные системы : теория и практика / Под ред. Г. И. Назаренко, Г. С. Осипова. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 320 с.
|