Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра менеджмента в здравоохранении
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Ушедший XX век подарил человечеству компьютер – устройство, в котором воплотились достижения практически всех точных наук, всех направлений техники. За 50 лет компьютер из громадного арифмометра, предназначенного для ускорения расчетов при проектировании военной техники, превратился в мощный фактор развития цивилизации.
Компьютеры появились в диагностических подразделениях медицинских учреждениях как неотъемлемые части рентгеновских и магниторезонансных томографов. Эти устройства, не могут работать без применения компьютеров, так как получаемое с их помощью изображение синтезируются в результате проведения весьма сложных расчетов. Использование вычислительной техники для визуализации внутренних структур человеческого организма радикально изменило возможности многих направлений медицины, в том числе и нейрохирургии. Компьютеры нашли и другие применение в медицине, многократного повысив эффективность работы приборов. Можно сказать, что в составе медицинской техники компьютеры стали неотъемлемой частью диагностического процесса.
Станет ли компьютер когда-нибудь столь же необходим клиницисту, стоящему у постели больного, как он необходим сейчас лучевому диагносту?
Какие изменения могут при этом произойти в медицине?
Чтобы подойти к ответам на эти и многие другие вопросы, я чуть приоткрою завесу информационных технологий (ИТ) и покажу место как применить их в клинике.
Вооруженный этими знаниями врач и средний мед. персонал может рассматривать предлагаемые программы не как модные новинки, на которые почему-то нужно тратить время, а как новый инструмент, с помощью которого можно усовершенствовать тот или иной фрагмент лечебной или научной деятельности.
Единая медицинская информационная система. Необходимым и реальным представляется создание общегосударственной единой медицинской информационной системы, обеспечивающей офисные функции, такие как автоматизация документооборота и информационная поддержка лечебного учреждения; упрощающей планирование ресурсов и менеджмент клинической организации – составление графиков работы врачей, использование помещений и оборудования, назначение больным времени приема у врача или прохождения процедуры и т.д.; выполняющей лабораторно-диагностические функции — ввод и сохранение результатов диагностических исследований, обработку и анализ этих данных; направленной на информационную поддержку деятельности врача и средний мед. Персонал [1].
Развитие ИТ позволяет решить еще одну важнейшую задачу — формирование единой истории болезни человека, позволит иметь компьютерную историю болезни, что существенно улучшит обмен медицинской информацией о больном между лечащими врачами и другими медицинскими учреждениям. Появляется реальная возможность организовать хранение всех сведений в одном месте и обеспечить доступ к ним из любой точки света. Однако при этом необходимо решить вопросы безопасного функционирования медицинских систем. Потеря данных о больном в результате их стирания, порчи или из-за невозможности своевременного доступа, а также нарушение конфиденциальности чреваты тяжелыми последствиями. Таким образом, единая информационная среда здравоохранения — это не только обеспечение технической возможности доступа к любым данным, необходимым для проведения лечебно-диагностических или управленческих мероприятий в любом месте и в любое время, но и грамотное разграничение прав доступа к данным, дабы соблюсти законные права всех участников процесса [2].
Телемедицинские технологии. Телемедицина — это технология, позволяющая медицинским работникам обмениваться видео-, звуковой, графической и текстовой информацией в режиме реального времени. Таким образом создается «эффект присутствия». Например, если во время операции требуется консультация высококлассного специалиста, находящегося в другой больнице или другом городе, то нет необходимости доставлять его к месту проведения операции. Используя возможности телемедицины, специалист в другом городе может видеть и слышать все, что происходит в операционной, у него есть возможность ознакомиться с любыми результатами обследования больного. Специалист располагает всей информацией, которая есть у лечащего врача, и может дать консультацию сразу, как только в ней возникла необходимость. Для этого он также может использовать и видеоизображение, и звук, и графику.
Наиболее важной составляющей телемедицинских консультаций является изучение и анализ медицинских изображений с необходимой сопроводительной информацией. Каждое медицинское изображение, как статическое, так и динамическое, используемое в процессе телемедицинской консультации проходит следующие стадии преобразования: подготовка, передача, прием, изучение (исследование и обработка) и хранение. Для получения эффективного результата при проведении телемедицинских консультаций необходимо не только качественно подготовить и передать то или иное медицинское изображение, но и сделать так, чтобы для врача-консультанта форма представления и содержание изображений и сопроводительной документации были представлены в том виде, с которым он привык работать ежедневно [1,3].
Создание базы медицинских данных и знаний. Базы медицинских данных позволяют сохранять собранные медицинские данные. В ходе наблюдения за больным записи в базе пополняются данными текущих осмотров, консультаций, консилиумов и обследований.
Базы медицинских знаний представляет собой систему лечебно-диагностических алгоритмов, прогностических формул и правил, в том числе правил подключения разделов активных справочников и словарей, базирующихся на сведениях, введенных в базы данных. Они обеспечивают возможность вывода медицинских заключений и рекомендаций, основанных на системе заложенных в нее алгоритмов принятия решений. Кроме того, в базах медицинских знаний содержатся сценарии синтеза текста для истории болезни и других медицинских документов, автоматически формируемых генератором медицинских текстов на основе собранных данных о пациенте [3].
Программы, позволяющие автоматизировать оформление медицинской документации и сохранять в цифровом виде информацию о пациентах, уже сегодня успешно используются в некоторых лечебно-профилактических учреждениях. Дело ближайшего будущего — внедрить такие системы повсеместно с тем, чтобы они обеспечивали и налаженную взаимосвязь между всеми элементами здравоохранительной системы.
Список литературы:
1. Горбунов П.А., Фохт И.А., Проблемы информационной безопасности в медицинских информационных системах / Под ред. С.М. Абрамова // Теоретические решения и практические разработки. Программный системы: теория и приложения / В двух томах. – М.: Физматлит, 2006. – Т.1. – С. 107 – 112.
2. Фролова М.С., Технологии телемедицинской консультации // В кн. «Новые информационные технологии: Материалы XIII Международной студенческой школы-семинара». – Судак, 2005. – с. 320 – 321.
3. Эльянов М.М. Медицинские информационные технологии / В кн. «Медицинские информационные технологии» // реальная потребность или отда¬ленная перспектива / Материалы Международного форума MedSofb. – М., 2005 – С. 43 – 45.
|