Томская областная клиническая больница, г. Томск
Отдел информационно-коммуникационных
технологий
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность. В настоящее
время в современных медицинских учреждениях существует
проблема повышения качества медицинского
обслуживания, которая находится в тесной взаимосвязи с развитием информационных
технологий. Наряду со сложностями
финансирования и отсутствием
специалистов по информационным системам
существует проблема отсутствия формализованных
моделей деятельности медицинских
учреждений. Это связано с нечетким пониманием всей совокупности знаний, данных и связей между ними, необходимой для
анализа и совершенствования бизнес-процессов. Анализ модели бизнес-процессов 'приём пациентов' позволит определить, что необходимо и достаточно для достижения цели повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению.
Цель. Провести моделирование и
анализ бизнес-процессов, связанных с организацией амбулаторного и госпитального приёма пациенто в вполиклинике
ТОКБ.
Материал и методы.Работа
проводится на базе ОГУЗТОКБ. В качеств еэкспертов
выступают сотрудники поликлиники, а
также менеджеры отдела маркетинга. Для
автоматизациии мониторинга
бизнес-процессов используется МИС «Медиалог». Для моделирования бизнес-процессов
используется нотация IDEF0 (IntegratedDefinition
FunctionModeling) и методология ARIS (ArchitectureofIntegratedInformationSystems).
Основная бизнес-модель ARIS-eEPC (extendedEvent-driven ProcessChain). Реализация проводится с использованием Microsoft
OfficeVisio-приложения для создания графических
схем и диаграмм.
Результаты. 1. Разработана и
спроектирована структурно-функциональная
модель бизнес-процессов «приём
пациентов» «как есть»(AS-IS), то есть модель существующей
организации работы. Построение данной модели, являясь отправной точкойдля анализа, позволяет систематизировать
протекающие в данный момент процессы, а также используемые информационные
объекты.
2. В ходе качественного
анализа модели бизнес-процессов выявлены
проблемные области, несоответствие
процессов требованиям, предъявляемым
современными методами приёма пациентов в ЛПУ, и установлены необходимые элементы бизнес-процессов.Анализ модели
«AS-IS» дает возможность не только выявить проблемную ситуацию, но и
определить, в чем будут состоять преимущества новых
процессов и каким изменениям
подвергнется существующая структура их организации.
Исследование необходимости
реструктуризации существующих процессов достигается за счет применения декомпозиции.
На основании анализа выявлены следующие
признаки неэффективности существующих
бизнес-процессов:
- бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся функции;
- неэффективный документооборот.
3. Сформированы
рекомендации на основе анализа моделей бизнес-процессов
'приём пациентов', которые планируется использовать
в ходе внедрения медицинских информационных систем в области автоматизации задач, связанных с приёмом пациентов в ТОКБ. Рекомендации, сформированные на основании найденных недостатков
вмодели'AS-IS', позволят сократить сроки внедрения информационной системы ,снизить риски,
связанные с невосприимчивостью медицинского персонала
к информационным
технологиям, четко определить распределение ресурсов между этапами выполнения процесса, что дает возможность оценить эффективность использования данных
ресурсов.
4. Заключительным этапом
работы является настройка модулей МИС
'Медиалог' с учётомрекомендаций по оптимизации бизнес-процессов приёма
пациентов. Благодаря гибкой структуре
базы данных иинтерфейса ввода система легко настраивается
исходя из особенностей лечебного учреждения.
Настройка модулей
позволит:
- обеспечить максимальную доступность медицинских услуг;
- сократить очередность при регистрации
пациентов;
- Снизить
временные затраты на выполнение функций персоналом,
а также повысить:
- Мобильность персонала;
- Эффективность использования ресурсов ЛПУ и т. д.
Выводы. Организация приема
пациентов относится к основным направлениям
автоматизации поликлиники ОГУЗ ТОКБ. Внедрение и настройка модулей медицинской информационной
системы 'Медиалог', осуществляющих
функции планирования расписания, записи
на приём, регистрации и учёта пациентов способствует экономии времени
пациентов и высвобождает трудовые
ресурсы ЛПУ. То есть МИС 'Медиалог'
позволяет заменитьту часть работы, которая не требует
непосредственного участия
врача, а именно такие сопутствующие операции, как поиск информации, заполнение
карт и регистрационных форм и т.д.
|