Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра экономики, социологии, политологии и права
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Актуальность выбранной проблемы определяется тем, что высокотехнологичные медицинские услуги могут значительно расширить возможности и эффективность здравоохранения. Данное направление не случайно активно обсуждается в литературе и пользуется все большим вниманием со стороны органов власти. Развитие системы обеспечения населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью (далее – ВМП) является составной частью долгосрочной бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года и предполагает увеличение объемов финансирования, повышение качества и доступности ВМП (в том числе за счет строительства сети новых федеральных центров высоких медицинских технологий в крупных субъектах РФ по всей стране) [2].
Относясь к сфере услуг – одному из самых перспективных и интенсивно развивающихся направлений экономической деятельности и, одновременно, неразрывно связанной с системой здравоохранения – одной из ведущих отраслей сферы производства услуг, ВМП обладает определенной совокупностью свойств, представляющих для потребителя главную функциональную ценность («основной сервис») и ряд второстепенных ценностей и выгод. Согласно модели товара по Ж.Ж. Ламбену [1].
Основным сервисом при оказании ВМП является здоровье пациента. При этом необходимо определить референтный (базовый) рынок – рынок здоровья. Помимо базовой функциональной практичности данные медицинские услуги обладают рядом других, периферийных сервисов. По сравнению с основным сервисом они имеют дополнительный характер и делятся на две категории: «необходимые» и «добавленные».
Необходимые сервисы связаны с особенностями предоставления базовой услуги. При оказании ВМП фигурируют следующие характеристики: стоимость, новизна, сложность, эффективность, доступность. К добавленным сервисам, предоставляемым как дополнение, можно отнести повышенный уровень комфортности при предоставлении высокотехнологичных медицинских услуг. Периферийные услуги, как необходимые, так и добавленные, обладают свойствами, вызывающими удовлетворение потребителя медицинских услуг. Они могут существенно варьироваться и служить критериями выбора в условиях конкуренции. Но, в случае оказания ВМП, медицинские учреждения часто обладают монопольными правами на оказание отдельных видов услуг, поэтому периферийные сервисы могут быть развиты слабее. Хотя функция контроля по их предоставлению, т.к. речь идет о социальной сфере, часто возлагается на государство.
При создании общегосударственной системы предоставления населению высокотехнологичной помощи её неотъемлемыми атрибутами должны стать следующие критерии:
• своевременное информирование населения о порядке направления больных в учреждения здравоохранения на предмет предоставления услуг высокого уровня технологии;
• разработка и внедрение адекватной системы оценки и подтверждения качества предоставляемой ВМП;
• постоянный мониторинг потребностей необходимых объемов предоставления данных видов услуг.
Хотелось бы особо отметить, что важным аспектом деятельности высокотехнологичной помощи является социальная сфера. При применении новейших технологий, направленных на улучшение здоровья пациента, при минимально возможном (на сегодняшний день) риске для жизни и уровне негативных последствий, важно помнить, что несмотря на высокую стоимость подобных операций, медицина не только повышает качество жизни отдельного гражданина, но и в то же время повышает и сохраняет благосостояние общества в целом.
Список литературы:
1. Ламбен, Ж. Ж. Менеджмент ориентированный на рынок (Стратегический и операционный маркетинг) / Ж. Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2005. – 139с.
2. Перхов, В. И. Анализ новых тенденций и организационных мероприятий в вопросах обеспечения населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью. Часть 1. / В. И. Перхов // Менеджер здравоохранения. – 2008. – С. 21-25.
3. Рыбалченко, И. Е. О критериях высокотехнологичных медицинских услуг / И. Е. Рыбалченко // Менеджер здравоохранения. – 2008. - №12. – С. 22-28.
|