|
Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью студентов специальных медицинских групп (СМГ), опирающегося на объективную диагностику и самодиагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности, к дальнейшему ухудшению здоровья занимающихся (В.Л. Карпман, 1990). Диагностика необходима для установления и изучения признаков, характеризующих состояние здоровья, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений функционирования организма, включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности занимающихся, а также принципы определения и построения диагноза.
Основой диагностики является возможность сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Диагностика включает функциональное обследование и тестирование основных физиологических систем у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Она направлена на получение достоверной информации о физическом состоянии и подготовленности студентов. Для решения этих задач нами были разработаны специальные программы исследования занимающихся оздоровительной физической культурой, различающиеся по количеству исследуемых показателей и параметров физического здоровья: а) экспресс метод (С.П. Левушкин, 2007); б) комплексная программа (коллектив кафедры, 2007).
Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок. Комплекс исследований в состоянии покоя включает: Ι уровень - врачебный осмотр, составление медицинского заключения и назначение соответствующей медицинской группы; ΙΙ уровень - для более глубокого медицинского исследования в комплексной программе применяют кардиоинтервалографию, электрокардиографию, ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.), антропометрические исследования (в основном - измерение тотальных размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), соответствие биологического возраста паспортному и др. Подобные измерения проводятся как в студенческой поликлинике медицинскими работниками, так и в лаборатории физиолого-педагогических проблем силами преподавателей физического воспитания, имеющими определенный уровень подготовленности и допуск к работе с контрольно-измерительными приборами.
При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор тестовой нагрузки, определяемый в соответствии с основным диагнозом студента и его физической подготовленностью. Группу факторов, определяющих и формирующих физическую подготовленность, составляют: продолжительность занятий, их регулярность, успешность в достижении поставленных задач оздоровления. Группа факторов, формирующая функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации оздоровительно-тренировочного процесса: режимом занятий, объемом и интенсивностью физических нагрузок, соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью.
Во время проведения диагностики, в дневниках самоконтроля студентами фиксируются объективные показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, вес, антропометрические данные и др.
Обобщение и анализ исследований, проведенных при участии студентов специальных медицинских групп, позволяет сформулировать определяющие и формирующие уровень состояния организма обследуемых: физическое развитие, функциональные возможности основных физиологических систем организма, иммунный и психологический статус. В конечном итоге диагностика способствует улучшению педагогического процесса в вузе и соответственно – улучшению состояния здоровья каждого студента.
|