Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Бийский педагогический государственный университет
Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. Хотя в юношеском возрасте в основном за-вершается морфофункциональное созревание организма, в нем еще продолжаются существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием. Между тем специфика функционирования организма старших школьников в период обуче-ния в школе и при их поступлении в вуз еще недостаточно изучена. Особенно акту-ально это для студентов. О том, что современная молодежь становится все слабее, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. Это связано с гиподина-мией, нарушением режима дня и питания, наличием хронических заболеваний (1).
Известно, что юношеский возраст характеризуется значительным увеличением возможностей двигательного аппарата. Именно в этом возрасте получают развитие такие двигательные качества как сила, выносливость, быстрота - то есть качества, ко-торые зависят от уровня развития скелетных мышц, а также систем, обеспечивающих бесперебойное снабжение мышц кислородом. Физическое развитие подчиняется био-логическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Показатели физического развития различаются в зависимости от пола. Отклонения в его уровне могут скрывать под собой различного рода заболевания.
По сравнению с ровесниками прошлых десятилетий у современных молодых людей достоверно снижены функциональные возможности (по крайней мере, сило-вые), что свидетельствует о негативной тенденции. Отмечено, что, достигнув 17 лет юноши на 18,5% (на 10 кг), а девушки на 21% (на 7кг) отстают по данным динамо-метрии от своих ровесников 60-х годов (2). Эти низкие показатели, видимо, обуслов-лены малой двигательной активностью и плохой физической подготовкой студентов.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успеш-ность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. От нормального физического развития, функ-ционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохра-нять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Начало занятий и устройство быта означает включение бывшего школьника в сложную систему адаптации. Но не все студенты проходят этот период безболезненно, что приводит к нарушению адаптированности к учебной деятельности и изменению морфофункциональных и психологических показателей. Отсюда следу-ет, что для реализации задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на базе конкретных знаний о психосоматическом статусе необходимо изу-чение специфики осуществления физиологических функций. Важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов для нормирования учебной деятельности.
Основные антропометрические показатели достаточно полно характеризуют уровень морфофункционального развития, а также состояние структурных и обмен-ных процессов в организме, что позволяет прогнозировать уровень физического здо-ровья. Биологами доказано, что антропометрия человека в решающей степени (более, чем на 80%) определяется генетическими факторами, и лишь в незначительной степе-ни зависит от качества жизни и биологического статуса индивида. Но поскольку гене-тический фактор практически неизменен, то изменчивость антропометрических пока-зателей - индивидуального или среднего в социальных группах – обусловливается ис-ключительно социальным статусом (3).
Адекватными показателями функционального состояния двигательной системы человека при массовых исследованиях являются мышечная сила и мышечная вынос-ливость, так как уровень работоспособности мышц определяется уровнем работоспо-собности нервных центров, регулирующих работу мышц, а утомление при мышечной работе связано с утомлением центров коры головного мозга. Такой показатель как динамометрия отражает степень развития нейромоторной функции организма, сте-пень развития эффекторного аппарата и является достаточно информативным крите-рием общей работоспособности и выносливости организма. (4).
Исходя из этого, нами была поставлена задача исследовать кистевую силу сту-дентов в динамическом аспекте в течение трех лет на первом, втором и третьем кур-сах. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2006 – 2008 годов. Измерение по-казателей динамометрии проводили в первой половине дня с учетом биоритмологи-ческих рекомендаций: в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в те-чение суток.
На первом курсе обследовано 185 человек, в том числе 72 юноши 113 девушек. Из числа обследованных девушек 29 – студентки факультета истории и права, 18 – студентки физико–математического факультета и 66 человек обучались на филологи-ческом факультете. В силу малочисленности юноши на этом факультете не обследо-вались. Среди юношей 38 человек – студенты физико–математического факультета и 34 – представители факультета истории и права.
Таблица 1
Показатели динамометрии юношей и
девушек
курс
пол
Сила
правой кисти, кг
Сила
левой кисти. кг
1
м
45,5
± 1,1
43,9
± 1,2
ж
25.7
± 0,9
24,7
± 0,9
2
м
44,9
± 1,1
42,9
± 1,1
ж
24,7
± 0,9
22,0
± 0.9
3
м
42.9
± 1,4
40,0
± 1,3
ж
22,2
± 0.9
19,9
± 0,9
У юношей исходный уровень кистевой силы на правой и левой руках досто-верно друг от друга не отличался. Такая же ситуация у девушек. Анализ физического развития позволил увидеть, что диапазон распределения морфологических показате-лей у них весьма широк. Кистевая сила и левой и правой руки определялась от 10 кг минимального значения до 30 кг максимального (разброс 20 кг).
Через год студенты были обследованы повторно. У всех отмечается снижение мышечной силы кистей на обеих руках, хотя разница не достигает степени достовер-ности. Выявленная тенденция снижения сохраняется и на третьем году обучения, причем у юношей показатели динамометрии на левой руке достоверно меньше по сравнению с первым курсом. У девушек снижение мышечной силы на обеих руках выражено еще больше и разница эта статистически значима.
Вызывает определенный интерес динамика изучаемых показателей на протя-жении трех лет обучения у студентов разных факультетов. Так у юношей – студентов первого курса кистевая сила на обеих руках не имеет существенного отличия (ФИиП – 45,05; ФМФ – 46,9). Что касается девушек, то более высокие показатели динамо-метрии на правой руке (27,2 кг) отмечались у студенток физико–математического фа-культета, что превышало данные у студенток факультета истории и права (26,03 кг) и достоверно больше по сравнению со студентками филологического факультета (24,05 кг). Кистевая сила левой руки у студенток всех факультетов разнилась незначительно.
Выявленное на третьем курсе снижение уровня кистевой силы на правой (юноши – 44,1; девушки – 25,0) и на левой (юноши – 41.7. девушки – 22.9) руках у студентов факультета истории и права можно определить как тенденцию. У студен-тов физико–математического факультета показатели динамометрии на правой (41,6) и на левой (38,4) руках достоверно снижены на третьем курсе по сравнению с первым. Такая же закономерность и у студенток данного факультета (22,0). Еще больше эта разница характерна для студенток филологического факультета(19,2).
Подводя итоги обследования, можно сделать вывод, что если у студентов 1 курса имеется примерно одинаковый уровень адаптационных возможностей, то к третьему курсу выявляется снижение выносливости и работоспособности. Это указы-вает на то, что состояние здоровья находится в регрессирующей фазе и требуется введение коррегирующих режимов учебной и двигательной активности, начиная с первого курса. Причем, оздоровительные мероприятия необходимо проводить с уче-том профиля факультета, учитывая соматический статус студентов.
Литература:
1. Агаджанян Н.А., Губин Г.Д., Губин Д.Г. Хроноархитектоника биоритмов и среда оби-тания..- Москва. 1998.- 166 с.
2. Гаттаров Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В.Потапова, С.М.Зубков и др.//Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура».-2007.-№16 (88).-вып.12.- С.43-49.
3. Шаханова А.В., Горгиладзе Г.Р., Пальникова Н.А. Физиологический мониторинг за состоянием здоровья и физической подготовкой студентов 1-3 курсов// Валеология.-2001.-№3.- с. 51-53.
4. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников// Российский педиатрический журнал.- 1998.-№1.- С.9-11
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99