Балтийский федеральный университет имени Имманула Канта (г. Калининград)
Еще в 1816 году немецкий астроном Ф. Бессель, работавший в Кенигсбергском университете, утверждал, что может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости реакции на вспышку света.
В 1884 году английский ученый Ф. Гальтон высказал предположение, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, например, более быструю проводимость раздражения от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий или высокий порог чувствительности к уровню раздражения.
В настоящее время имеется много данных о связи времени реакций (ВР) человека с показателями тестов интеллекта. Большая сводка этих данных приведена в статье Г.Ю. Айзенка [Г.Ю.Айзенк., 1995]. В ней он, в частности, отмечает, что интеллект человека может быть представлен в виде трех составляющих его форм: биологический, психометрический и социальный. Биологический интеллект определяется морфофизиологической организацией головного мозга, в природе которой важную роль играет генетический фактор. Психометрический интеллект - это то, что измеряется тестами IQ, и социальный интеллект - то, что определяет способности каждого человека к социальной адаптации. И если две последние формы интеллекта в большой степени зависят от факторов среды (воспитание, образование и т.д.), то биологический интеллект служит физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения. Для его измерения, по мнению Айзенка, могут и должны использоваться такие физиологические методы как электроэнцефалография (ЭЭГ), измерение усредненных вызванных потенциалов (УВП), кожно-гальваничеекая реакция (КГР), измерение времени реакции (ВР). Проблема взаимосвязи интеллекта и времени реакции является одной из наиболее дискутируемых в современной психофизиологии. Ряд отечественных исследователей, полемизируя с Айзенком, утверждает, что термин «биологический интеллект» может относиться только к готовым к моменту рождения морфологическим предсуществующим связям между нейронами мозга с их сетевыми свойствами [С.Ю.Киселев, 2001, С.Ю.Киселев и др., 2000, Н.И Чуприкова, 1995]. Все же остальное – все формирующиеся на этой предсуществующей основе актуальные нейронные констелляции с их функциональными свойствами представляют собой с самого начала уже сплав биологического и средового, биологического и культурно-социального.
Целью нашей работы было экспериментальное определение возможных корреляций между величиной показателя IQ и временем простых сенсомоторных реакций на слуховые и зрительные стимулы в однородной по возрасту и образованию испытуемых выборке.
В исследовании, проходившем в ноябре-декабре 2010 года, принимали участие 39 студентов (21 юноша и 19 девушек) второго курса медицинского факультета БФУ в возрасте от 18 до 20 лет.
У испытуемых, приблизительно в одно время суток (между 12 и 15 часами) с помощью компьютера определяли показатель IQ и измеряли время простой сенсомоторной реакции на слуховые и зрительные стимулы. Время простой сенсомоторной реакции состоит из латентного и моторного периодов. Латентный период имеет несколько составляющих: время возбуждения рецептора, передачи сигнала от периферии к центру по афферентным путям, переработки информации в центральной нервной системе, принятия решения о реагировании, посылки команды к исполнительным органам (эффекторам) и развития возбуждения в эффекторах. Полученный в результате усреднения латентных периодов показатель сенсорной быстроты оценивает быстроту нервно-психических процессов и является косвенным показателем лабильности нервной системы. Моторный период – время выполнения движения, складывающееся из времени возбуждения мышц, преодоления инерционных сил покоя руки, времени пространственной реакции в ЦНС. Полученный в результате усреднения МП показатель моторной быстроты оценивает скорость сокращения мышц.
Для определения показателя IQ использовали тестовый набор Айзенка, состоящий из 40 заданий….., максимальное количество которых каждый испытуемый должен был выполнить в течение 40 минут.
Время простой сенсомоторной реакции на слуховой и зрительный стимулы измеряли с помощью компьютерной программы DKhay ReactionTester v0.89. После нажатия на кнопку «Пуск» случайным образом, но в интервале от 5 до 10 с. на экране компьютера в зависимости от вида измеряемой сенсомоторной реакции либо появлялся цветовой (зрительный) сигнал, либо генерировался звуковой сигнал. В ответ на эти сигналы испытуемый должен был максимально быстро нажать на клавишу компьютерной мыши. Для измерения времени каждой реакции давали 5 попыток.
Результаты измерений обрабатывали с помощью статистического пакета программы Microsoft office Excel. Определяли значения средних и ошибки средних измерений реакций для каждого испытуемого. Значения измеренных величин IQ ранжировали. Затем вычисляли коэффициенты корреляции между ранжированным рядом величин IQ и рядами соответствующих ему величин времени реакций на слуховой и зрительный стимул.
Измеренные значения величины IQ варьировали от 93 до 168 баллов. Средняя величина IQ была 120 ± 15 баллов.
Средняя величина времени реакции на зрительный стимул составила 284 ± 25 мсек. Варьировала она от 237,2 до 346,4 мсек. Средняя величина времени реакции на слуховой стимул была несколько больше и составила 299 ± 36 мсек, а разброс полученных измерений был от 243,2 до 405 мсек. Различие средних значений этих реакций оказалось статистически достоверным с уровнем значимости P<0,05.
Средние значения времени реакций на зрительный и звуковой стимулы и величины IQ статистически достоверных различий у юношей и девушек не имели.
Коэффициент корреляции между полученными данными оценивали, исходя из следующих критериев. Связь частичная: 0<R<1. Меньше 0,2 —очень слабая связь; (0,2-0,4) — корреляция явно есть, но невысокая; (0,4-0,6) — явно выраженная корреляция; (0,6-0,8) — высокая корреляция; больше 0,8 — очень высокая [И.Дрейпер, Г.Смит, 1987].
Коэффициенты корреляции между величиной IQ и временем реакции на зрительный и слуховой стимулы были крайне малы и равны соответственно -0,2 и +0,06. Коэффициент корреляции между реакциями на зрительный и слуховой стимулы тоже оказался не велик: +0,2.
Критерием хорошей теории считается объяснение максимально широкого множества фактов минимальным количеством сущностей. И было бы очень заманчиво, измерив простую реакцию на внешний стимул, делать вывод об интеллекте человека. На наш взгляд, причины низких значений этих коэффициентов корреляций можно объяснить следующим. Во-первых, время простой сенсомоторной реакции определяется только некоторыми, частными морфо-физиологическими особенностями нервной системы, влияющими на показатели интеллекта. В противном случае одними из самых умных были бы ковбои, поразительно быстро выхватывающие из кобуры свои кольты, и боксеры наилегчайшего веса, молниеносно наносящие удары сопернику. Во-вторых, выборка, использованная для исследования, была довольно однородной и по возрасту и по показателям интеллекта. Не зря, по данным литературы, в экспериментах, где обнаруживались заметные различия во времени реакций, сравнивались группы с заведомо разными показателями интеллекта [E Roth, 1964].
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В изученной нами группе студентов статистически значимой связи между величиной показателя IQ и временем простой двигательной реакции на зрительный и слуховой стимулы не было выявлено, что объясняется высокой однородностью группы по измеряемым параметрам.
2. В группе не выявлено и значимых гендерных различий по показателям IQ и времени сенсомоторных реакций.
3. Подтверждено значимое различие во времени реакций на зрительные и слуховые стимулы.
Список литературы
1. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. – 1995, № 1 - 111-131.
2. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны // Вопр. психол. – 1995, № 4. - 65–114.
3. Киселев С.Ю., Лупандин В.И.,. Ткачук И.Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2000, №4. - 38 - 44.
4. Киселев С.Ю. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М. 2001 , 22с
5. Дрейпер И.. Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. В 2-х кн.Кн.2 2-е изд. М.. 1987, 351с.
6. Roth E. Die Geschwindigkeit der Verarbeitung von Information und ihr Zusammenhang nut Intelligenz // Zeitschrift fur angewandte und experimentelle Psychologie. 1964. 11. S.616-622.
|