Иркутский государственный медицинский университет (г.Иркутск)
Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки" с материалами Четвертой Международной Телеконференции "Фундаментальные науки и практика" - Том 3 - №1. - Томск - 2011.
Полноценное психическое развитие ребенка, становление его субъективного мира немыслимо без игры, поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, в которой наиболее полно развивается мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка. Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. Однако квалифицированная оценка качества игрушки практически отсутствует, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, чаще всего по внешним признакам (стоимость, желание ребенка, привлекательность и т.д.).
Необходимо отметь, что наибольший удельный вес (70%) в структуре российского рынка игрушек занимают игрушки, изготовленные в Китае. Несмотря на то, что чаще всего детские игрушки покупают в специализированных магазинах, по нашим данным около 20% родителей отдают предпочтение рынкам в связи с более низкой ценой.
Для оценки качества игрушек китайского производства, реализуемых в торговой сети и на рынке «Дружба» г. Иркутска было исследовано 110 образцов игрушек. Игрушки оценивались по органолептическим свойствам (качество поверхности, цвет, запах, внешний вид, наличие механических повреждений, стойкость окрашивания), токсикологическим показателям (индекс токсичности) и психолого-педагогическим критериям.
В психолого-педагогических критериях выделены 2 группы: первая важна в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности (возможность провоцирования на агрессивные действия, проявление жестокости, безнравственности, поощрение нездорового интереса к сексуальным проблемам); вторая направлена на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка ( эстетическая ценность, дидактические свойства игрушки).
По результатам исследования установлено, что у 15% исследованных игрушек отмечается несоответствие по органолептическим показателям, из них у 30% отмечено наличие запаха – более 2 баллов, у 24 % обнаружена нестойкость окрашивания, у 41% -внешний вид не отвечает установленным требованиям.
При исследовании игрушек в аккредитационном центре ФГУЗ»Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области) удельный вес нестандартных проб (превышение нормы по токсикологическом показателям) составляет от 1,7 до 2,6%
Психолого-педагогическая оценка исследуемых образцов игрушек, показала, что 52% игрушек, реализуемых на рынке, способны спровоцировать ребенка на агрессивность, жестокость, безнравственные поступки, аналогичный показатель для игрушек, реализуемых в торговой сети – 19%. При оценке игрушек, продаваемых на рынке, по второй группе критериев, установлено, что лишь 32% игрушек полифункциональны, 18% - могут использоваться в совместной деятельности, 16% обладают дидактической ценностью и 4% - эстетичны.. Для игрушек в «детском мире» эти показатели соответственно составляют: 42,28,26,10%%.
Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что
- увеличивается удельный вес родителей, которые покупают игрушки на рынке, что может привести к приобретению некачественного товара и неблагоприятному воздействию на состояние здоровья ребенка;
- игрушки, приобретаемые на рынках, могут являться небезопасными для детей, прежде всего, по органолептическим и психолого - педагогическим показателям;
- при проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы игрушки наряду с органолептическими и токсикологическими показателями необходима оценка по психолого - педагогическим критериям.
- для предотвращения неблагоприятного воздействия игрушек на здоровье и развитие ребенка необходимо усиление гигиенического воспитания родителей, в том числе через средства массовой информации.
|