|
Институт экологии человека СО РАН, г. Кемерово Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Решающий вклад в загрязнение атмосферного воздуха города Кемерово вносит автотранспорт, доля его постоянно растет. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников составляет более 50 % (Материалы…, 2006). Цель данной работы – оценка жизненного состояния древесных растений, произрастающих в местах загрязнения атмосферного воздуха г. Кемерово выбросами автотранспорта. Исследования проводились в вегетативный период 2007 года на 4 перекрёстках города, которые по результатам моделирования полей приземных концентраций от автотранспортных потоков являются наиболее загрязнёнными. Это перекрестки: ул. Терешковой- пр. Октябрьский, пр. Химиков- ул. Тухачевского, пр. Кузнецкий- ул. Красноармейская, пр. Кузнецкий- ул. Сибиряков-Гвардейцев. Объектами исследований служили древесные растения, произрастающие в непосредственной близости от локальных очагов загрязнения – берёза повислая, рябина сибирская, лиственница сибирская, сирень обыкновенная. Оценка жизненного состояния (ЖС) древесных растений проводилась визуальным методом, в основу которого положено определение степени нарушения ассимиляционного аппарата и крон (Николаевский, 1999). В этом случае оценивается: 1 - процент живых (Р1) ветвей в кронах деревьев (10 % = 1 балл); 2 - степень охвоенности (Р2) или облиственности крон (10 % = 1 балл); 3 - процент живых (без некрозов) листьев (Р3) в кронах (10 % = 1 балл); 4 - средний процент (Р4) живой площади листа (10 % = 1 балл). Суммарная оценка состояния деревьев (Св) каждого вида в зеленых насаждениях проводится по 10-25 модельным деревьям по формуле: Св = Р1 + Р2 + Р3 + Р4.
Максимальная величина состояния деревьев в нормальных насаждениях составляет по этому методу 40 баллов, а в ослабленных и усыхающих - менее 40. Результаты исследований показали, что минимальные отклонения от контроля отмечены у рябины, показатель ЖС снижается на 3,5 и 6% соответственно на перекрестках «ул. Терешковой – пр. Октябрьский» и «пр. Кузнецкий – ул. Сибиряков – Гвардейцев» и в основном это снижение обусловлено потерей живых ветвей в кроне. Более существенное снижение ЖС отмечается у березы и лиственницы, что связано в основном со снижением степени облиственности и охвоенности, повышением процента листьев с некрозами и снижением процента живой площади листа. Так у березы более значимые отклонения в балле ЖС отмечены на перекрестке «пр. Химиков – ул. Тухачевского» (ЖС составляет 33,5 балла), у лиственницы, произрастающей в близи перекрестка «ул. Красноармейская – пр. Кузнецкий», бал ЖС соответствует 33. У сирени ЖС соответствует 36,5 баллам. Таким образом, в очагах локального действия выбросов автотранспорта древесные растения проявляют неодинаковую устойчивость, которая выражается в различной степени снижения показателей жизненного состояния. Оценивая степень устойчивости древесных насаждений к выбросам автотранспорта по показателю жизненного состояния исследуемые деревья можно расположить в следующий ряд: рябина сибирская > сирень обыкновенная > береза повислая > лиственница сибирская. Литература: 1. Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2005 году» / Администрация Кемеровской области. – Кемерово: ИНТ, 2006. – 320 с. 2. Николаевский В.С. Экологическая оценка загрязнения среды и состояния наземных экосистем методами фитоиндикации. - М.: МГУЛ, 1999. - 193 с.
|