Авторы: Иматуллина Г.К., Акишева А. Х., Алдабергенова Д.Р., Кистаубаева С.К., Джамбова В.В., Шагиахметов М.Д.
ГУ школа-лицей №6, г. Экибастуз, Казахстан
ГУ СОШ № 9 г. Экибастуз, Казахстан
ГУ школа-гимназия №22 , г. Экибастуз, Казахстан
«Топонимика — это язык Земли,
а Земля есть книга, где история
человеческая записывается в
географической номенклатуре»
Н. И. Надеждин
Каждый мальчик или девочка, еще не успев переступить порог школы, хорошо знает, как называется его село или город, горка, с которой он катается, поляна, куда совершает прогулки, озеро и речка, на берегу которых он не раз бывал…[1.3]
Названия окружают человека — в раннем детстве он узнает название своей улицы, своего района, села. С возрастом кругозор постепенно расширяется, и человек оперирует все большим количеством названий. Естественное желание узнать — а что означают эти названия? Каждый из нас знает очень мало о топонимике своего отечества, родной области, района и даже родного города или села.
Сбор названий на местности — задача неотложная, так как многие местные названия забываются, названия полей часто заменяются номерами, селения переименовываются, исчезают ранее существовавшие объекты.[2.87] Сохранить эти сведения не только интересно, но и очень важно и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это означает, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память.
Последняя восьмая конференция ООН по стандартизации географических названий (Берлин,2002) обращает внимание на необходимость сбора и сохранения географических названий местных народов, сохранения названий, отражающих национальную и региональную самобытность… Казахстан является полноправным членом ООН, это обстоятельство ставит перед учеными, практиками, исполнительными и представительными органами республики неотложную задачу по сбору, систематизации, изучению, унификации всего комплекса топонимии всех регионов Республики Казахстан.[3.8]
Обстоятельные региональные, а затем и интеррегиональные исследования, глубокие теоретические обобщения, изучение взаимодействия языков в сфере собственных имен, этимология иноязычных названий и другие большие проблемы в этой области ждут своего разрешения. В решении всех этих проблем большую помощь может оказать учитель школы. Начинать такую работу нужно прежде всего со сбора топонимического материала и его обработки.
Учитель может проводить и первичный анализ, первичную обработку материала и тем самым готовить его для научного исследования. Каждый учитель для этой работы должен привлечь и своих учеников, которые в ходе занятий почерпнут для себя очень много полезных сведений. В свою очередь учитель использует эту работу для воспитания у школьников любви и уважения к Родине, ее истории, родному краю и родной природе.[1.5] Cбором и систематизацией топонимов своего сельского округа в течение нескольких лет занимались Ташмаганбетов Нурсултан и Давыдов Максим, учащиеся Дубровинской средней школы Мамлютского района, под руководством учителя географии Безгиной Т.А.
Происхождение топонимов сельского округа было изучено с различных сторон: исторической, географической и лингвистической. Каждый топоним несет разнообразную информацию. Практически не бывает бессмысленных названий. Процесс наименований — процесс народного творчества, неистощимого во все века и имеющего свои национальные и языковые особенности.[4.5]
В ходе исследования и изучения особенностей местных топонимов были получены следующие результаты. Дубровинский сельский округ входит в состав Мамлютского района Северо — Казахстанской области. Расположен сельский округ на северо — западе района. Граничит на севере с Курганской областью Российской Федерации, На западе с Жамбыльским районом, на юге, востоке и северо востоке с сельскими округами Мамлютского района: Новомихайловским, Воскресеновским, Становским.
На территории сельского округа сложились топонимы, отражающие уникальность природных объектов и историю его освоения. В ходе изучения топонимов были исследованы различные объекты номинаций: имена населенных пунктов, названия улиц, имена водных объектов, названия лесов, полей и объектов орографии. Из общего числа исследованных топонимов в количественном отношении выделяются гидронимы, они составили 55%. Изучая карты Дубровинского сельского округа (межхозяйственное землеустройство, план внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Дубровинский»), мы выделили шестьдесят названий водных объектов. С целью выяснения возникновения названий нами было проведено анкетирование среди местного населения, изучены документы районного архива. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что названия озер, тюркского и славянского происхождения, зачастую в названии водоема даётся главенствующий признак. Названия мы сгруппировали по следующим смысловым признакам:
1. По качеству воды, её вкусу: Горькое, Чистое, Грязное.
2. По цветовой характеристике воды: Желтое.
3. По форме, глубине, размеру одного озера относительно другого: Малый Чирок — Большой Чирок, Ближнее Долгое — Дальнее Долгое, Круглое, Кривое, Глубокое.
4. По названием отдельных растений или по растительным ассоциациям: Моховичек, Рогозянное, Камышеватое, Ромашкино.
5. По видам животных: Головастик, Рыбное, Козявочное, Волчье.
6. По качеству добываемой в озере рыбы: Глистоватое, Сухореброе.
7. Названия, которые возникли во времена переселения казаков из России: Казачье, Сотнецкое, Атоманова.
Изучая топонимы сельского округа по морфологии и языковой принадлежности, было установлено, что по способу словообразования 66% русских и 50% казахских топонимов образованы суффиксальным способом. Русские названия располагаются на территории хорошо очерченным ареалом. Связано это с историей заселения округа, которое начинается с XVIII века, со строительства Горькой линии Петропавловск — Пресновка. Здесь строятся военные укрепления, куда по царскому указу прибывают казаки, позднее переселяются на данные земли крестьяне — хлебопашцы из центральной России и Украины, в годы освоения целинных и залежных земель приезжает большое количество народа из различных областей Российской Федерации, сказывается и пограничное положение сельского округа с Россией. Это объясняет, что села, улицы и большая часть озер и лесов имеют названия славянского происхождения.
Казахские названия большей частью относятся к озерам, рельефу и в меньшей мере к поселениям. Это явление объясняется особенностями быта казахского народа в прошлом: преобладание кочевого образа жизни и незначительным количеством постоянных поселений. Итог работы учащихся: написан школьный научный проект, который на областных слушаньях получил высокую оценку и отмечен дипломом II степени. На основе собранного топонимического материала составлен «Топонимический словарь Дубровинского сельского округа Мамлютского района Северо-Казахстанской области» и картосхема «Распространение казахских и русских названий по территории Дубровинского сельского округа».
В составленный силами школьников топонимический словарь включены пятьдесят четыре объекта номинации, у которых удалось установить происхождения названия.
В Казахстане появились научные монографий, сборники, популярные брошюры, в которых можно найти объяснение многих названий. Как правило, это будут названия наиболее значительных объектов. Поэтому внимание краеведов должно быть сосредоточено на изучении всех остальных названий, в том числе и так называемых микротопонимов, т. е. названий полей, урочищ, выгонов, улиц, колодцев, ключей и многих других объектов, известных лишь узкому кругу местных жителей. Все эти названия представляют для науки интерес нисколько не меньший, чем названия крупных объектов, а в некоторых отношениях благодаря своей массовости они имеют и большую ценность[2.86].
Дальнейшая активизация работы по топонимике, привлечение к ней широких слоёв учителей географии совершенно необходимы для полного и глубокого познания всей совокупности географических названий нашей Родины.
Картосхема
Распространение казахских и русских названий по территории Дубровинского сельского округа
Литература:
1. Султаньяев О. А. Понятные непонятности. «Мектеп», Алматы2009
2. Поспелов Е. М. Топонимика в школьной географии М., Просвещение 2001
3. Абдрахманов С. А. Актуальные проблемы топонимики Казахстана // География в школах и вузах Казахстана № 1., 2008
4. Мурзаев Э. М. География в названиях. М., Наука,2002
|