Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Гродненский государственный медицинский университет (г. Гродно, Беларусь)
Создание союзного государства Россия-Беларусь предполагает формирование единого образовательного пространства, что, в свою очередь, требует согласования не только соответствующих нормативно-правовых актов, но и тесной корреляции методик обучения.
Образовательные технологии сегодня активно используют новую образовательную парадигму. Согласно данной модели в фокусе обучения стоит обучаемый, а учитель лишь координирует процесс, выполняет роль посредника между обучаемым и образовательно-технологической средой. В последние годы во всем мире широкое распространение получает дистанционное образование (ДО). Под ДО понимается по своей сути заочное образование, отличающееся от классического тем, что ДО базируется на современных информационных и Internet- технологиях. Однако кажущаяся внешняя доступность и прозрачность Internet-технологий приводит во многих случаях к непониманию действительной сложности всего процесса обучения.
Весь зарубежный и отечественный педагогический опыт свидетельствует о том, что: 1) Учитель всегда является основой образовательного процесса; 2) образовательный процесс самобытен для каждого вуза и контингента обучаемых; 3) процесс обучения не сводится к передаче от учителя к обучаемому суммы знаний; 4) качество образования не зависит от способов доставки материала к обучаемому и формы представления учебного материала; 5) дидактические методы должны учитывать экономику образовательных процессов.
Поэтому, на наш взгляд, ДО в ближайшие годы будет успешно развиваться в основном в области гуманитарного и технического образования – там, где имеется опыт заочной формы обучения. Что касается высшего медицинского образования, то здесь можно отметить следующее. Применение ДО на факультетах медицины классических университетов вполне оправданно. В то время как обучение клиническим дисциплинам требует активного живого взаимодействия преподаватель-студент-пациент и тем самым ограничивает сферу применения ДО, не исключая возможности успешного и применения отдельных его элементов.
В сложившейся системе подготовки медицинских кадров в настоящее время в Республике Беларусь существуют две формы обучения – очная и заочная. Причем, в силу специфики медицинской профессии очное обучение является массовым и преобладающим. Заочное медицинское образование присутствует лишь на медико-диагностическом факультете Гродненского и фармацевтическом факультете Витебского медуниверситетов. Именно на заочных специальностях существует реальная возможность успешного применения технологий ДО. Наиболее перспективной формой ДО в медицинском образовании нам представляется комплексная кейс-технология в сочетании с элементами Internet-технологий.
Массовое применение ДО на медико-диагностическом факультете Гродненского медицинского университета неизбежно и уже сегодня ведутся подготовительные работы к переходу на новые дидактические технологии. Так, на кафедре медицинской и биологической физики в настоящее время в стадии проектирования находится Web-сайт для заочного отделения, который впоследствии может быть трансформирован в Web-сервер дистанционного обучения. Разрабатываются проекты электронных учебников по дисциплинам, преподаваемым на кафедре для студентов заочного отделения. В стадии учебного тестирования находится цикл лабораторных работ и практических занятий. Созданы и апробируются компьютерные тесты, разрабатывается тематика контрольных заданий, требующих от студентов-заочников самостоятельности и творческого подхода. Имеется электронный вариант лекций по профилю дисциплин кафедры. Все элементы новых информационных технологий проходят апробацию в учебном процессе, корректируются с учетом накопленного опыта и совершенствуются с прицелом на последующее дистанционное применение.
Комментарии
2010-02-1100:13:45 (Для) Автор Клинцевич С.И., Бертель И.М., Лукашик Е.Я.
Современным обществом,
правильно раскрепощённая личность,
заслуживающая высокого внимания и
уважения, достойно приветствуется! (А.Е.)
Неотъемлемая часть современного обучения в высшей школе - активные методы. Сегодня преподаватель должен уметь раскрепостить студента. Педагогическая практика всё настойчивее требует от преподавателя, умения владеть активными методами обучения свободно. Готовность к использованию активных методов связана с определённой спецификой методической культуры преподавателя.
Активные методы обучения - методы, при которых обучающийся студент является творческим участником процесса обучения. Во время, которого активность станут проявлять даже те студенты, которые обычно предпочитают не разговаривать. Раскрывая свои способности, познающий человек обретает уверенность в себе.
Активные методы делают обучение более комфортным для студентов, так как они перестают бояться негативной оценки; позволяют студентам больше говорить, то есть совершенствовать свои коммуникативные навыки; и уже в вузовской аудитории почувствовать себя «профессионалом».
В общем виде можно утверждать, что ориентация на студента предполагает построение процесса обучения, в основе которого лежат следующие идеи: смещение акцента на развитие обучающихся, сочетание дифференцированного содержания образования и системы соответ-ствующих методов, средств и форм обучения.
Активные методы обучения позволяют студентам развивать мышление, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и используя их в практико-ориентированной деятельности, способствуют вовлечению студентов в решение проблем, максимально приближенных к профессиональной деятельности. При этом чрезвычайно важно оценивать не только проявленные знания и умения, но и творческую самостоятельность, профессионально-этический аспект хода учебного процесса.
А.Е. Солодухина rittih@mail.ru
2010-04-3022:05:29 Здравствуйте! Меня очень заинтересовала ваша статья, поскольку в настоящее время пытаюсь найти высшее учебное заведение, где мог бы получить биологическое или медико-биологическое образование по заочной или очно-заочной форме. Прочитав вашу статью посетил сайт Гродненского университета, но и там вопреки информации изложенной в Вашей статье подобной формы обучения НЕТ. Или же я что-то не так понимаю. Например вот ссылка на страницу Медико-диагностического факультета http://www.grsmu.by/show.php?n=87 , как выяснилось это факультет Сестринского дела. Если есть возможность проясните пожалуйста ситуацию.
С уважением,
Роман.
2010-05-0613:36:37 Слышал что есть у вас Гродненском государственном медицинском университете есть (медико-психологический факультет). обучение по дистанционной образовательной технологии на этом
факультете можно пройти и получить государственный диплом ?
С уважением, Николай!
2010-10-1415:04:49 Так и остался вопрос Николая о дистанционном обучении медико-психологическом факультете открытым. А было бы интересно получить такую информацию.
2010-10-1520:25:13 можно ли у Вас получить высшее стоматологическое образование заочно либо дистанционно? есть среднее стоматологическое образование. и 8 лет стажа. Может быть вы знаете где можно?
2011-05-1917:03:48 А.И.Шепотько,С.В.Тютюнченко
НУЖНО ЛИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ ?
Противоречивость и отсутствие системного подхода к данному вопросу заставили нас обратить внимание на данный вопрос всех, кто имеет прямое или косвенное отношение к данной теме. Потребность в непрерывном образовании в медицине бесспорно,особенно в период модернизации здравоохранения в РФ, однако, кроме декларации ,требуется разработка и внедрение новых методов обучения(очно-заочное с использованием дистанционного обучения(ДО).
Вопросы очно-заочного последипломного медицинского образования, ученые «Международная Академия Инновационных Технологий Здравоохранения (МАИТЗ)»,проф.И.А.Гехт,проф.И.И.Марков,проф.В.Г.Левин,к.м.н.Н.С.Измалков и др. в течении 2009-2011г. неоднократно обсуждали на тематических заседаниях,анализировали положительные и слабые ее стороны. И, как результат, был разработан пилотный проект дистанционного образования (ПДО МАИТЗ-2011) в медицине(А.И.Шепотько,С.В.Тютюнченко) .Кроме того,впервые в РФ, рабочая группа ученых МАИТЗ предложила оригинальную образовательную программу «Комплексный стандарт дистанционного медицинского образования (КСДМО МАИТЗ 2011)»,(А.И.Шепотько,В.Г.Левин,С.В.Тютюнченко,И.А.Тютюнченко,2011), которая позволяет проводить индивидуальный процесс дополнительного обучения и обеспечивает гарантированное качество непрерывного медицинского образования.
Уверены, что данный инновационный обазовательный маршрут КСДМО МАИТЗ-2011 будет широко использован в РФ и за рубежом.
?
2011-08-1011:17:14 Разработан пилотный проект и формула дистанционного медицинского образования .А.И.Шепотько и др.(2011)
ФКСДМО=ИЗ+Р+ДТ+ИМО+ПУ(ПРУ+ТУУ+КОУ)+ПН (ППН+ТУН+КОН);
ФППДМО=ПЗМАИТЗ+(ПО+ЗД)+РКСДИО МАИТЗ+ОРППДМО;
2012-02-0712:25:32 Слышал что есть у вас Гродненском государственном медицинском университете есть обучение по дистанционной образовательной технологии т.е. можно пройти и получить государственный диплом ? Подскажите куда обратиться?
С уважением, Втктор!
2012-05-1614:25:24 Как поступить в дистанционно медицинское образование? И можно ли получить государственный диплом? Куда обратится?? Заранее спасибо, Наака!!!
2013-07-2110:57:00 с помощью дистанционного образования каким врачом можно быть и сколько оплата за обучении.. и диплом гос стандарта