Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Семипалатинский университет им. Шакарима г. Семей (Республика Казахстан)
Главная ценность новой системы образования – Человек как личность. Что такое экологическое сознание и как его создать или воспитать? Как совершенствовать наше сознание? Как содействовать расцвету новой жизни на Земле? Сегодня эти проблемы волнуют всех [1]. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования [2].
Среди чрезвычайных ситуаций радиационные катастрофы являются одними из наиболее опасных, как по тяжести последствий и масштабам, так и по долговременности действия поражающих факторов [3]. Все последующие годы после острого облучения среди экспонированных жителей рождались и рождаются дети - потомки лиц, подвергавшихся облучению [4]. Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной деятельности, так как оно предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая Великая Система Мира. Экологическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление личностью своего места во Вселенной и в картине Природы Земли (мировоззренческая рефлексия; осознание проблемы взаимодействия Человечества и Биосферы (Природы) (методологическая рефлексия); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия); создание современной научной картины мира (внепарадигмальная, интеррогативная рефлексия); выбор стратегии деятельности (личностно- организационная рефлексия) и т.д. Экологическая психология, как новая междисциплинарная концепция экологического сознания, представляет обширный материал для изучения различных видов рефлексивного мышления. [5]. Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.
Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования [6].
Многие негативные состояния, неприятные события в жизни людей связываются с радиационными факторами и их пагубными влияниями на здоровье.
К настоящему времени на территориях бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона сформировался комплекс причин, вызвавший значительные изменения психологической ситуации среди населения. Это влияние может быть только при условии восприятия личностью информации о неблагоприятных факторах окружающей среды, переосмыслением этой информации и формированием личностного отношения к ней, что в свою очередь, согласно концепциям, рассматривающим взаимоотношения психического и соматического, приводит к изменениям в структуре личности. Основные события связанные с закрытием ядерного полигона развернулись в конце 80-х годов. Международное движение «Невада-Семипалатинск» возглавил председатель Международной организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» господин Б. Луан, а его сопредседателем стал общественный деятель и поэт О. Сулейменов. 29 августа 1990 г. был создан «Союз пострадавших от ядерных испытаний». Среди респондентов было проведено анкетирование. Данные ответы свидетельствуют о наличии у населения экспериментальной группы психоэкологического стресса, отличительной чертой которого является опасение за состояние собственного здоровья. Информация о наличии в окружающей среде ионизирующего облучения становится мощным хронифицированным психотравмирующим фактором для них. Именно индивидуальный информационный фонд испытуемых, содержание которого определяется трансляцией СМИ о радиационном заражении местности, формирует опасение за состояние собственного здоровья лиц, проживающих на территории бывшего Семипалатинского полигона, влияет на «субъективно неверное» оценивание своего психофизиологического состояния и здоровья, что, в свою очередь, может формировать у данных лиц и психосоматические заболевания [7]. Данные ответы респондентов создают основу дальнейшей функциональной несостоятельности в решении социальных проблем, и в свою очередь, усугубляет психологическую дезадаптацию. Таким образом, по анкетным данным, мы можем подтвердить наше предположение о том, что информационный фонд, содержание которого определяется трансляцией СМИ о радиационном заражении местности, в частности и зоны бывшего Семипалатинского полигона и информацией о них из других источников коммуникации влияет на субъективную оценку психофизиологического здоровья лиц, проживающих в зонах радиационного риска. Исходя из современного понимания психологической дезадаптаций, одним из приоритетных направлений социальной политики в Казахстане является работы по адаптации Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, борьба против распространения ядерного оружия, медицинская реабилитация пострадавших людей, оздоровление окружающей среды, экологическое образование. Реализация данных направлений будет осуществляться поэтапно. На первом этапе (2006 - 2008 годы) предполагается активное развитие существующих условий реабилитации и формирование новой модели реабилитации пострадавших людей, основанной на современном понимании. На втором этапе (2009 - 2011 годы) получат преимущественное развитие новые механизмы системы реабилитации. На третьем этапе (2011 - 2015 годы) будет завершено создание новой модели реабилитации, отвечающей потребностям пострадавших людей и адекватным условиям рыночного хозяйства [8].
Масштаб психосоматических заболеваний зависит от ряда факторов: уровня социально-экономического развития страны и приоритетов социальной политики; состояния здоровья нации; развития системы здравоохранения, доступности и качества медицинских услуг; качества и доступности реабилитационных услуг; состояния охраны и безопасности труда; состояния экологической среды и иные причины[9].
В последние годы воздействие этих факторов было противоречивым. Позитивное влияние оказывает благоприятная экономическая ситуация и усиление социальной направленности государственной политики, повышение уровня социальной защиты населения и, в первую очередь, его социально-уязвимых групп, признание новых подходов к пониманию этой проблемы и социальной защите пострадавших людей, направленных на создание для них равных возможностей участия в жизни общества[10].
Однако, несмотря на это, на биологическом уровне может быть отмечен высокий уровень хронических, врождённых и генетических заболеваний; на медико - организационном уровне – позднее выявление заболеваний, недостаточное внимание к профилактике заболеваний и инвалидности, снижение доступности бесплатной медицинской помощи, качества медицинских услуг, отсутствие единой системы реабилитации; на социально-средовом уровне – наличие опасных и вредных для здоровья условий труда, производственный травматизм, сохраняющаяся бедность, относительно низкий уровень социальных пособий, экологическое неблагополучие ряда регионов[11]. В экологической психологии, можно сказать, осуществляется новый идеал знания и смысл человеческого познания.
В данной статье мы рассматриваем что, главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования.
Литература
1.Адаменко А.М., «Экологическая психология». НГАСУ, 2000. – 88 с.
2.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на- дону, 1996.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.,1980.
4.Сидякин В.Г. Влияние глобальных экологических факторов на нервную систему. - Киев, 1986. - 159 с.
5.Василюк Ф.Е Психология переживания. – М., 1984. – С. 78-155.
6.Алексеева Т.И. Экология человека. Мировоззрение или наука //В кн.: Предмет экологии человека. Ч. 1. – М., 1991. - С. 89-101.
7.Турсунгожинова Г. К вопросу о влиянии экологической составляющей на психику человека // Ұлт тағылымы. – 2007. - №4 (1). – С. 283-285.
8. Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года №39-III
«О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»
9. Программа реабилитации инвалидов на 2006 – 2008 годы
10.«Правила о порядке организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования Республики Казахстан», утвержденные приказом Министерства образования и науки РК от 10 июля 2000 г. №708.
11. Думбаев А. Е. Социальная защита инвалидов и лиц с психическими расстройствами Алматы 2002г. С. 94-125