Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 1-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №1"
Посмотреть обложку сборника
Скачать информацию о сборнике (в архиве: обложка, тит. лист, оглавление, список авторов)
Муниципальное образовательное учреждение Лицей №2 (г. Саратов, Россия)
Сегодня в общеобразовательных учреждениях стали активно освещать вопрос использования исследовательской деятельности, как педагогами, так и учащимися. Человек, обладающий элементарными навыками научно-исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях деятельности [Дереклеева Н.И., 2001]. Для учащихся навыки научно-исследовательской деятельности – это большое подспорье при поступлении в ВУЗы, участии в научных конференциях, семинарах, олимпиадах. Однако, к сожалению, опыт показывает, что не все школьники владеют навыками исследовательского подхода в решении различных вопросов, многие не умеют писать, рефераты, доклады, проекты, составлять тезисы и т.д.
Методика использования исследовательской деятельности в области биологии представляет собой умение владеть экспериментальными методами и предполагает поэтапное, с учетом возрастных особенностей учащихся целенаправленное формирование всех компонентов научно-исследовательской культуры школьника:
• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение;
обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация,
доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
• специальных исследовательских умений и навыков [Никитина Р., 2006].
Все вышеперечисленные умения и навыки исследовательской деятельности в области биологии в лицее №2 г. Саратова формируются с использованием метода проектов. Методика исследовательской деятельности в области биологии изучается и используется как на специальных занятиях, так и на консультациях, посвященных научно-исследовательской работе и подготовке проектов по актуальным проблемам биологии, экологии, медицины и интегрированные проекты. На занятиях предпочтение отдается методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать и анализировать. Так, занятия с использованием исследовательской деятельности в области биологии строятся по блочной модульной системе.
1 блок (рассчитан на 4 часа) "Проект: результат или технология" предполагает знакомство учащихся с методикой проектирования, исследовательской работы в области биологии, основными понятиями, принципами и видами проектирования, технологиями построения исследовательских работ и рассмотрением их структурных элементов. Данный материал представляет собой важную и актуальную основу проектирования, на которую будут накладываться основные навыки ведения научной исследовательской деятельности учащихся.
2 блок (рассчитан на 18 часов) "Выход в «поле». Стратегии проектной работы", включает информацию и практическую работу по выполнению проектной, исследовательской деятельности в области биологии. Блок подразумевает не только получение новых знаний детьми, но и процесс самостоятельного формулирования научных целей, задач, гипотез, освоение научного стиля изложения материала, построение исследовательской деятельности и ее анализ в рамках проекта.
3 блок (рассчитан на 12 часов) "Вам слово: презентация научного труда", посвящен вопросу представления научно-исследовательской работы перед научным сообществом. Это очень актуальная тема, так как от того каким образом будет представлен проект, на 50-70% зависит его оценка. Данная тема направлена на рассмотрение основных правил создания презентаций исследовательских работ, правил и процедур их защиты перед аудиторией.
При выполнении исследовательской деятельности в области биологии большое внимание уделяется вооружению учащихся определенными способами и методами экспериментальной работы. Так, учащиеся при написании работ активно используют различные методы сбора данных: интервью, беседа, анкетирование, наблюдение, а также анализ документов, постановка научных экспериментов и опытов по интересующим их темам. В качестве практических заданий учащимся предлагается составить план проведения исследования, определить необходимый инструментарий (анкеты, видео- и аудиоаппаратура, карточки наблюдения и другие). Учащиеся должны не только представить ответы на поставленные вопросы, но и должны проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы.
Рассматривая использование методики исследовательской деятельности в области биологии, можно сказать следующее: она позволяет сформировать исследовательскую культуру учащихся и развивает следующие умения и навыки по ведению научно-исследовательской деятельности: самостоятельное изучение отдельных литературных источников; накопление фактов, наблюдений, доказательств; анализ и синтез собранных данных; выполнение заданий творческого характера, проблемных заданий; использование различных приемов анализа и синтеза; подготовка и написание сообщений; самостоятельная аргументация своей позиции, поиск решений актуальных проблем [Дереклеева Н.И., 2001].
В заключение, подытожив все вышеизложенное, необходимо отметить, что использование методики исследовательской деятельности в области биологии, прежде всего, пробуждает интерес школьников к предмету; правильно организованная научно-исследовательская деятельность помогает сформировать основные умения и навыки у учащихся по исследовательской культуре: выявление и постановка проблемы, сбор данных и их обработка, овладение методами научного исследования, правильное оформление работы; приобретенные учащимися умения и навыки позволяют применять и развивать их в жизни, в различных видах деятельности, при обучении в высших учебных заведениях; использовать методику исследовательской деятельности в области биологии можно как на консультациях, посвященных научно-исследовательской деятельности, так и на занятиях, используя при этом различные приемы и методы: работа с литературой, решение познавательных и проблемных задач, написание учащимися эссе, сообщений, тезисов, проектов; итогом использования методики исследовательской деятельности в области биологии является активное участие школьников в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вебрум-М, 2001.
2. Никитина Р. и др. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа/Школа. 2006, №2.
3. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие,- М.: Народное образование, 2001.
Комментарии
2010-08-1815:09:32 Где комментарии?