Муниципальное образовательное учреждение Лицей №2 (г. Саратов)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки" с материалами Четвертой Международной Телеконференции "Фундаментальные науки и практика" - Том 3 - №1. - Томск - 2011.
Реформа школы поставила перед всеми учителями, невзирая на стаж, задачу: критически пересмотреть методику преподавания и искать резервы совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей. Для способных учеников сделать это не сложно, и поэтому у них нет мотивов, побуждающих к дополнительной учебной деятельности, в результате чего не реализуются их возможности. Необходимо задействовать скрытые резервы, такие как потребность в мышлении, общении, чувство собственного достоинства.
Для того, чтобы добиться прочных знаний, устойчивого интереса к биологии, разнообразить формы проведения уроков часто используют игру. Игра - понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
Интеллектуально-творческие игры развивают активность детей, их любознательность, интеллект. Это сюжетно-ролевые игры, игры путешествия. Наиболее популярны они среди младших школьников и воспитанников детских садов. Так, например, игра «Ключ старого леса», разработанная мною для проведения занятий на уроках экологии и во внеклассных мероприятиях.
Учащимися предполагается совершить путешествие с феей Экологией. Начинается путешествие с отбора команды, для чего проводиться слайд-викторина, где детям в доступной стихотворной форме задаются вопросы, с одновременной демонстрацией слайдов.
1. Что за зверь бежит ко мне?
Три полоски на спине,
Поцарапался о сук
Неуклюжий ты ………Барсук! - отвечают дети.
2. Знают взрослые и дети,
Нет грибов вредней, чем эти.
Обходи и ты их полянки,
Где есть бледные ………поганки.
Дети с огромным удовольствием познают окружающий мир в такой игровой форме. Отличительная черта этой игры - активность воображения. Вместе с феей Экологией учащиеся попадают в воображаемый лес, где их встречает старичок - лисовичок, ромашка "Поветруля" и даже коварная "Лесная ведьма", мешающая детям знакомиться с лесом. Все диалоги в данной игре написаны в стихотворной форме, что легко воспринимается детьми. В процессе игры дети учатся узнавать животных, растения, выявляют, чем питаются различные виды животных, учатся отличать ядовитые грибы от съедобных. В конце игры учащиеся получают символический ключ старого леса как будущие хозяева земли.
Другая группа игр используется как средство познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами. Они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать сам предмет.
Для учащихся младших классов разработана игра - кроссворд, где дети должны выполнить несколько заданий:
1. Отгадать стихотворение загадку.
2. Вписать слово в кроссворд.
3. Найти это растение среди гербариев.
В ходе этой игры-кроссворда активность детей на занятиях очень возрастает, незаметно для себя дети усваивают и закрепляют материал, учатся наблюдательности.
Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает теле¬видение. Популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр «Звездный час», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и другие сви¬детельствует о серьезной потребности людей в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Данные игры - важнейшая составная часть учебной, но прежде всего внеклассной работы экологического познавательного характера.
Для учащихся разработано внеклассное мероприятие "Звездный час" по теме: "Покрытосеменные растения". В игре задействован весь класс. 6 человек готовят игру, т.е. являются непосредственными помощниками учителя. 12 человек - игроки. Остальные делятся на 2 команды - поддержки игрокам, заранее заготовлены 12 наборов с цифрами от 0 до 4, звезды, наглядные пособия к вопросам. В первом туре предлагается 5-7 вопросов с четырьмя вариантами ответов, из которых играющие должны выбрать правильный. Во втором туре представлены логические цепочки, где дети учатся сопостав¬лять, соотносить данную информацию и делать правильный выбор. В третьем туре требуется из набора букв составить наибольшее количество биологических терминов, таким образом, у детей "включается" механизм непроизвольного запоминания и усвоения биологических понятий. Ритм современной жизни, учебная обстановка вызывают повышенную утомляемость детей. Игра снимает у ребенка усталость, дает необходи¬мую разрядку.
Нельзя переоценить значение игровых форм во внеклассных мероприятиях. Учение и досуг - явления для ребенка взаимосвязанные. Для проведения в школе экологического праздника, посвященного "Дню Земли" разработано внеклассное мероприятие, включающее в себя целый комплекс развлекательно- познавательных игр, создающих атмосферу праздника, и в то же время достигающих цели экологического образования учащихся. Мероприятие разработано для детей 13-14 лет учащихся в 7-х классах. В программе представлены экологические мероприятия «Дайте жалобную книгу» и «Аленький цветочек», где о глобальных экологических проблемах говориться самими детьми на доступном языке стихов и песен, что гораздо легче воспринимается школьниками, чем сухие факты с газетных страниц и экранов телевизоров.
Урок-обобщение по теме «Клетка, метаболизм, размножение организмов», основанная на телевизионной игре «Своя игра» подготовлено для учащихся старших классов, позволила закрепить и систематизировать знания, полученные на уроках биологии, расширила кругозор, способствовала сплочению детей объединенных общими интересами.
На своем опыте я убедилась, что игра необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые знания, навыки, меняется в положительную сторо¬ну климат на уроке, отношение к предмету. Применение игровых форм обучения на уроках экологии, биологии и внеклассных мероприятиях способствовало тому, что многие учащиеся выбрали класс с углубленным изучением биологии.
Список литературы
1. Газман О.С. В школу - с игрой. М.:, 1991 год
2. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: 1991 год
3. Хейзинга Й. Человек играющий. М.: 1992 год
4. Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецк: 1993 год
|