|
Читинский государственный университет (г. Чита)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки" с материалами Четвертой Международной Телеконференции "Фундаментальные науки и практика" - Том 3 - №1. - Томск - 2011.
Как известно, в Законе Российской Федерации "Об образовании" закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а национально-региональный - те нормативы, которые относятся к компетенции регионов. Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учетом природных и культурно-исторических особенностей регионов Российской Федерации, в связи с чем одной из задач проектирования естественно-научного образования признается задача разработки содержания его национально-регионального компонента. Последний включает в себя то, что непосредственно связано с региональными, национальными особенностями, что должно помочь освоению студентами национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой.
Региональный материал усваивается учащимися более осознанно, если он раскрывается на основе базового учебного материала, поэтому занятия по биоорганической химии планируются на основе учебной программы в соответствии с учебным планом. Данные документы не содержат требований относительно регионального компонента, поэтому никакого количества часов на эту проблему не отводится. В порядке инициативы, а также в связи с тем, что в течение почти тридцати лет изучаются биогеохимические провинции Забайкалья и связанные с некоторыми из них заболевания, уделяется внимание влиянию некоторых природных факторов нашего региона на течение определенных процессов в живом организме.
Так на занятии по теме «Механизм реакций радикального замещения» освещаются вопросы особенностей влияния ультрафиолетовой радиации на свободно-радикальные процессы, источников природных неферментативных факторов антирадикальной защиты (витамины Е, С, β- каротин), рассматривается роль селена – компонента ферментативной антиоксидантной защиты и его дефицит в условиях Забайкалья. На занятии «Гетероциклические ароматические соединения» объясняется строение гема как составной части молекулы гемоглобина, его ароматичность, устойчивость молекулы гема к действию окислителей, в частности – кислорода, активные формы кислорода и образование супероксиданионрадикала, особенности работы ферментов антирадикальной защиты при селенодефиците в нашем крае. В теме «Механизм реакций электрофильного замещения» изучается йодирование аминокислоты тирозина в синтезе тироидных гормонов, влияние дефицита йода на данные реакции в Забайкальском крае.
В разделе «Липиды» студенты знакомятся со строением высших жирных кислот, полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК) как субстратами пероксидного окисления липидов, источниками ПНЖК в местном рационе питания. Таким образом, основными целями регионального компонента являются: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на занятиях, приобретается особая эмоциональная окраска, что способствует усвоению знаний.
|