Восточно-Сибирская государственная академия образования (г.Иркутск), кафедра общей биологии и экологии
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Проблемы и перспективы современной науки" с материалами Четвертой Международной Телеконференции "Фундаментальные науки и практика" - Том 3 - №1. - Томск - 2011.
В последнее время очень часто и много говорят о здоровьесберегающих технологиях, которые педагог должен использовать в работе с детьми, и о здоровье наших учеников. Это и понятно, потому что здоровье детей ухудшается.
Тема здоровья учеников стала актуальной давно. Еще в 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». Это было сказано в эпоху, когда родители были сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.
Педагоги всех времен пытались и пытаются найти эффективные здоровьесберегающие технологии для обучения учащихся. Почему же педагогика до сих пор не может найти ответ на вопрос – Какие технологии эффективнее использовать при обучении детей? Немаловажно вспомнить, что изначально школа была создана для передачи знаний, умений и навыков, которыми «богат» учитель. Необходимо выяснить в каких условиях должен находиться ученик, чтобы «принять» от учителя «знания, умения и навыки». Обучение ученика – это система, в состав которой входит сам ученик, учитель, рядом сидящие ученики, школьные кабинеты, всё здание школы и семья. Если эта единая система будет выстроена в соответствии с целью обучения - получения выпускника здорового, конкурентноспособного, успешного, способного использовать на практике полученные умения и навыки, только в этом случае мы можем утверждать, что учитель, школа и семья добились цели.
Рассмотрим каждое звено этой системы. Учитель. В настоящее время от учителя ждут многое, практически невозможного – использовать здоровьесберегающие и инновационные технологии, использовать индивидуальный подход к ученику, быть справедливым и добрым. И всем этим требованиям учитель должен соответствовать сейчас в существующей системе образования, которая уже не соответствует требованиям современного времени. Личность учителя играет самую важную роль для достижения цели обучения - «получения успешного» ученика. От творчества учителя зависит: полюбит ли ребенок процесс обучения и будет ли сориентирован на успешное выполнение задания в комфортных для него условиях или будет чувствовать неуверенность при выполнении заданий и недоверие к «неулыбчивому» учителю – информатору. От профессионализма учителя зависит рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ученика). Учитель должен уметь «на ходу» корректировать план урока и менять формы работы, в зависимости от состояния и настроения ученика.
Рассмотрим, насколько возможен индивидуальный подход в работе с учеником в существующей системе образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, современная школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Понятно, что при такой статистике наполняемость класса должна быть небольшой. А современная школа не имеет возможности сама регулировать наполняемость класса, учитывая заболевания учеников. Если ученик имеет хронические заболевания, следовательно, он должен иметь возможность получать знания в «более комфортной среде», чем современный школьный кабинет. Сейчас, когда в нашей стране количество учеников в средней школе уменьшилось, есть возможность в реальной жизни создать более комфортные условия для ученика. В настоящее время ребенок от 6 до 17 лет 70% своего времени проводит в образовательном учреждении. В этот же период жизни ученика происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Если у ребенка заболевание позвоночника, сидеть за партой 5 – 6 уроков, конечно, тяжело. Разве сможет ученик с «удовольствием» участвовать в учебном процессе и получать знания в течение дня, месяца и нескольких лет. Если для ученика будут созданы более «комфортные» условия и школа будет иметь возможность сама решать вопрос о наполняемости класса, учитывая заболевания учеников, тогда и учитель в относительно неформальной обстановке будет чувствовать себя более комфортно и будет более «свободным». И, следовательно, наиболее эффективно использовать индивидуальный подход в обучении ученика и здоровьесберегающие технологии. Понятно, что дело не в самих технологиях, а в условиях, в которых учитель использует эти технологии. Естественно, что в неформальной обстановке при меньшей наполняемости класса процесс обучения будет наиболее эффективным, следовательно, ученик будет более успешен в обучении и на самом деле получит знания, а не оценку за «пройденные» темы.
В современной школе во время урока физминутки обязательны для учеников начальной школы, а вот для учеников старших классов их планировать как то не принято. В настоящее время ученикам нельзя во время урока перемещаться по кабинету, нельзя просто вставать во время урока, даже если «уж сил нет сидеть неподвижно». Ученики старших классов с большим удовольствием проводят большое количество времени за компьютером. Сидя за компьютером, ученик чувствует себя более «свободно», чем за классической партой. Поэтому, на мой взгляд, наиболее эффективная индивидуальная форма работы в старших классах это использование компьютерных технологий, которые учитель должен знать и уметь использовать на уроке. Если, ученик, будет иметь возможность выбирать, в каком виде ему изучать материал, работая в классе вместе с учителем или в этом же кабинете самостоятельно за компьютером, имея возможность задать вопрос учителю «в живом общении». Понятно, что наиболее эффективно использовать разные формы работы можно при небольшой наполняемости класса. Часть домашних заданий и самостоятельной работы можно перевести на дистанционную форму обучения, конечно, со строгим графиком аудиторной проверки и индивидуальными аудиторными консультациями. В таком случае, дети, которые устают сидеть 5-6 уроков ежедневно, будут иметь возможность выполнять часть заданий в удобное для них время и намного эффективнее воспринимать материал, чем просто присутствовать на уроке.
На сегодняшний день ученики не имеют того объема физической нагрузки, которая должна быть для развития и роста здорового ребенка, а отсюда различные заболевания, которые остаются на всю оставшуюся жизнь. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ученика возможен только в том случае, когда ребенок по желанию и добровольно выберет тот вид физических занятий, который ему интересен и доступен в данный момент.
Большую роль в обучении ребенка играет семья и её ценности. Семья – первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Именно в семье закладываются нравственные нормы ребенка. В образовании и воспитании детей важным условием является система ценностей и культура родителей. Огромную роль в формировании познавательных интересов играет такая форма обучения, как совместное чтение вслух. Многие родители считают, если ребенок научился читать, то чтение ими вслух уже не нужно. Чтение – сложная умственная деятельность, которая даёт возможность совместно обсудить прочитанное, выявить, как понял ребёнок прочитанное, вовлекая в беседу ребёнка, взрослые помогают понять основную суть и направить интересы ребёнка на жизнь природы.
Большое значение в обучении детей играют совместные игры в природе, коллекционирование марок, конвертов с природными объектами по темам, сочинение сказок и рассказов о природе и явлениях природы, походы на природу с видеокамерой. Совместный активный труд – мощное орудие воспитания и обучения, направленное на формирование ряда положительных черт характера человека. В трудовой деятельности возможно формирование ответственного отношения к природе. Деятельность детей в природе, направленная на её сохранение – это показатель их социальной активности, проявление гражданской сознательности личности. Перед родителями в связи с этим стоит задача направлять практическую деятельность детей по сохранению, умножению и разумному использованию природных богатств. Особенность труда детей в природе связана с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности, а также с постоянной практической работой. Большую роль в этом процессе имеет практическая деятельность детей: распознавание природных объектов, наблюдение и объяснение различных явлений природы, выяснение ценности природных объектов в жизни человека, закрепление правил поведения в природе. Семья, имея свои особенности и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы.
Способна ли современная семья создать для ребенка такие условия для обучения и всестороннего развития? На сегодняшний день, к сожалению, большую часть свободного времени семьи поглощает телевизор и компьютер. Придя домой, освободившись от домашних дел, взрослые включают телевизор и компьютер, читают и смотрят все подряд. Такое пассивное отношение к информации быстро усваивают дети. Конечно, родители знают, что телевидение и компьютер отрицательно влияют на здоровье детей. Дети устают, перегружают нервную систему. Однако телевидение и компьютер имеют богатые возможности. Используя телевизионные передачи, можно приобщать детей к истории, науке, искусству, экологии. Компьютерные игры экологического характера, позволят закрепить полученные теоретические знания. Большинство родителей не знают, какие развивающие компьютерные игры можно предложить детям. Прежде чем предлагать детям информацию, родители сами должны знать, где найти эту информацию. Как научить своих детей, и научиться самим, просматривать телевизионные передачи, выбирать развивающие компьютерные игры? Важно настроить ребенка на восприятие той или иной передачи, а после просмотра обсудить с детьми, что они увидели и как поняли. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и открытию новых граней характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что только совместная деятельность родителей и детей позволит решать задачи образования и создания условий для обучения детей в семье.
По мнению В.Д. Сонькина, Здоровьесберегающая технология - это:
1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Из данного определения видно, что в первую очередь здоровьесберегающие технологии это условия в которых ребенок должен получать знания, т.е. нужно создать более «комфортные условия обучения для детей» в школе, отойти от классических парт на два ученика и дать свободу выбора ученику - в процессе обучения находится за столом сидя или воспринимать материал стоя за кафедрой, или за компьютером самостоятельно, имея возможность задавать вопросы учителю «в живом» общении и «прямо сейчас». А в домашних условиях это совместная деятельность родителей и детей, которая позволит решать задачи образования и создания условий для обучения детей в семье.
Следовательно, проблема обучения в современной школе не в самих технологиях обучения и формах работы с учениками, а в условиях, в которых приходится применять обучающие технологии и формы работы с детьми.
Список литературы
1. Казина Э.М., Заруба Н.А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово , 2003.
2. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Журнал «Начальная школа», №11, 2005, с.75
3. Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере¬грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.