|
Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
В настоящее время актуальной становится проблема прогнозирования покупательского поведения и выявления наилучших методов воздействия на принятие покупателем решения в пользу покупки той или иной продукции. В связи с этим, нами был изучен вопрос влияния различных факторов на предпочтения потребителей фармацевтической продукции на розничном уровне.
Методом анализа таблиц сопряженности, была установлена зависимость потребительских предпочтений от социально-демографических признаков. Наиболее активная группа участников представлена женщинами (61%), в возрасте от 20 до 30 лет (56%), чаще всего со среднемесячным доходом от 1000 до 5000 рублей на человека и высшим образованием (51%). В результате исследований была построена повозрастная шкала потребителей. В результате анализа повозрастной шкалы было выявлено, что потребители в возрасте до 30 и более 50 лет посещают аптеки, находящиеся рядом с домом, в которых их устраивает ассортимент. Более целенаправленную причину посещения имеет население в возрасте 30-40 лет, направленные в аптеку справочной службой.
Потребителей в возрасте до 40 лет устраивают цены как государственных, так и частных аптек. Население в возрасте 40-50 лет (а по предварительным данным данная группа потребителей в основном имеет доход от 1000 до 5000 рублей на человека) предпочитают цены частных аптек. Население в возрасте более 50 лет, в основном пенсионеры с доходом до 1000 рублей, предпочитают цены государственных аптек.
Для потребителей в возрасте 20-30 лет при приобретении ЛП страна-производитель не имеет значения. Население в возрасте от30 до 50 лет больше доверяют ЛП зарубежного производства. А потребители более старшего возраста, в связи с их доходом, предпочитают недорогостоящие отечественные ЛП.
Потребители до 50 лет используют в качестве источника информации справочную литературу и рекламу, а население более 50 лет перед началом лечения консультируются у медицинского или у аптечного работника. Исследования показали, что большая часть потребителей при выборе ЛП в первую очередь обращают внимание на эффективность и отсутствие побочных явлений.
Методом дисперсионного анализа нами были отобраны ЛП, наиболее часто пользующиеся спросом у населения, и выявлена зависимость предпочтений населения от возраста и пола. Исследования показали, что у мужчин чаще всего пользуются спросом ЛП, действующие на сердечно - сосудистую систему и ЛП, действующие преимущественно в области чувствительных нервных окончаний. У населения женского пола наибольшим спросом пользуется группа противомикробных, противовирусных, противопаразитарных ЛП и ЛП, регулирующие метаболические процессы.
Потребительские предпочтения в зависимости от возраста распределились следующим образом: ЛП, действующие преимущественно на центральную нервную систему, сердечно - сосудистую систему, а также действующие преимущественно в области чувствительных нервных окончаний, в основном используются потребителями в возрасте более 50 лет; ЛП, усиливающие выделительную функцию почек и регулирующие метаболические процессы использует население в возрасте от 30 - 40 лет; противомикробными, противовирусными, противопаразитарными средствами, пользуются потребители от 20 до 40 лет; большинство населения в возрасте до 30 и более 50 лет, в основном, применяют ЛП, действующие на периферические нейромедиаторные процессы; препараты разных фармакологических групп, а в данную группу входит большинство рекламируемых ЛП и биологически активных добавок, в основном, приобретают потребители в возрасте от 20 до 30 лет.
|