Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
Актуальность: На протяжении последних лет на фармацевтическом рынке происходят большие изменения, которые в настоящее время достигли наивысшей точки. Дальнейшему развитию отрасли препятствуют экономические трудности, а так же проблемы, связанные с внедрением новых законов и нормативных актов, регламентирующих аптечную практику и предоставление фармацевтических услуг. Кроме того, длительное время профессионализм приносили в жертву бесконтрольным коммерческим интересам [2]. Настало время говорить о кризисе морально-нравственных норм и правил.
Глобальные изменения последнего времени в сфере экономики, здравоохранения, фармации, информационных технологий, а также психологии привели к формированию нового типа взаимоотношений – «терапевтические взаимоотношения» в цепочке врач – провизор – пациент. Это выражается в участии специалиста с высшим фармацевтическим образованием в управлении лечебным процессом, а именно, обоснование выбора лекарственных препаратов, консультирование и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии [1].
В ходе международных совещаний, которые проводились под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), требования фармацевтической помощи (ФП) постоянно конкретизировались. ФП - дополнительная фармацевтическая услуга, представляющая собой систему лекарственного, информационного и организационно-методического обеспечения надлежащего качества фармакотерапии конкретного больного с конкретным заболеванием - в случае фармакотерапии под контролем врача или с учетом симптома или недомогания - в случае лекарственного самолечения и самопрофилактики. Под надлежащим качеством понимаются те требования, которые должны быть регламентированы определенными стандартами [3]. Надлежащая Аптечная Практика (НАП) рассматривается как один из путей осуществления ФП – практики, определяющей пациента как первичного пользователя результатами деятельности фармацевтических работников [2].
НАП – такая деятельность фармацевтов на основании норм и правил, которая несет в себе необходимую полезность для потребителей фармацевтических товаров и услуг. В 1992 г. ВОЗ был разработан стандарт аптечных услуг «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках», который вскоре был одобрен конгрессом Международной Фармацевтической Федерации.
Национальный стандарт НАП является стандартом выполнения фармацевтическими работниками обязательств по обеспечению качества услуг, оказываемых каждому пациенту. Разработка и внедрение стандартов НАП позволят сочетать профессиональную этику с коммерческими интересами аптеки, поставив во главу угла при этом интересы пациента [2].
Основные элементы НАП: необходимо обеспечить благосостояние больного, деятельность аптеки должна быть всеобъемлющей и включать не только обеспечение больных лекарственными средствами (ЛС), но и соответствующей информацией, советами по самопомощи и самолечению, осуществлять наблюдение за эффектами применения ЛС, а так же осуществлять коррекцию назначения ЛС врачами.
Целью нашей работы является исследование концепции Надлежащей аптечной практики как основы оказания фармацевтической помощи населению. В рамках этой цели были поставлены следующие задачи: изучение элементов Надлежащей аптечной практики на примере аптек г. Томска и исследование потребительских предпочтений посетителей аптек.
Материал и методы: При проведении исследования использовались методы анкетирования и наблюдения, были разработаны анкеты для посетителей и фармацевтических работников, а также лист наблюдения. Наблюдения и опросы проводились ежедневно в течение 2 недель, в часы максимального посещения аптеки покупателями. Исследование проводилось на базе филиала МУП «Томскфармация» аптеки № 47.
Аптека № 47 расположена в жилом районе, вблизи находится ЛПУ, что сформировало определенный состав посетителей. Так, 70% посетителей аптеки – женщины наиболее активного возраста от 31 до 40 лет (29%) и от 41 до 50 лет (27%). Пенсионеры составляют 22%, это группа, требующая к себе особого внимания как социально менее защищенная.
Результаты: Исследование показало, что лишь 25% опрошенных посещают врача перед обращением в аптеку, и, несмотря на то, что 80% посетителей аптеки получали от провизора совет обратиться к врачу, только 46% последовали этому совету. Остальные предпочли руководствоваться собственным опытом (56%) и советами родственников и знакомых (52%), мотивируя это решение несерьезностью заболевания (52%) и нехваткой времени (49%). Большая часть опрошенных (73%) обращается в аптеку за препаратами для ответственного самолечения (при этом 63% посетителей имеют высшее образование, что, по их мнению, свидетельствует о высоком уровне знаний), и 50% посетителей при выборе ЛС руководствуется советом провизора. Это говорит о необходимости постоянного повышения квалификации и самообразования фармацевтических работников. Так же беспокоит то, что 78% посетителей когда-либо приобретали рецептурные ЛС без рецепта и считают это нормальным, что заставляет задуматься о повышении ответственности провизоров.
При этом 26% опрошенных отметили увеличившуюся раздражительность провизоров (7%) и участившиеся предложения более дорогих ЛС (20%) в связи с экономическим кризисом, что свидетельствует о необходимости введения стандартов НАП, позволяющих сочетать коммерческие интересы аптеки и посетителей с профессиональной этикой.
Список литературы:
1. Багирова, В. Л. Концепция фармацевтической помощи. Фармацевтическая этика и деонтология / В. Л. Багирова // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.
2. Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов // [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.
3. Пигарева, Е. Баланс традиций и технологий / Е. Пигарева // Московские аптеки. – 2005. - № 12 // СПС «КонсультантПлюс». – Версия Проф. – Электрон. дан. (44,8 КБ).