Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Посредством зрения мы получаем о внешнем мире больше знаний, чем с помощью остальных органов чувств, вместе взятых. Неудивительно, что всякое заболевание глаз, ведущее к снижению зрения и тем более к слепоте, – огромное несчастье для человека. Более того, оно приобретает определенную общественную значимость, так как выключает порой еще достаточно молодого здорового и работоспособного человека из трудовой деятельности. В настоящее время, из-за внедрения современных технологий и увеличением объема знаний нагрузка на зрительный аппарат человека ежегодно возрастает в несколько раз. Это приводит к возникновению и прогрессированию дефектов зрительного аппарата. Усугубляют положение такие негативные факторы, как плохой генотип, алкоголь, табак, отрицательная экология, которые порождают врожденные и ведут к прогрессированию приобретенных дефектов зрения [1]. Ежегодно в стране регистрируется до 500 тыс. инвалидов по зрению, из них 20 % – инвалиды с детства. В целом по стране среди болезней органа зрения 1-е место занимают инфекционные и аллергические заболевания глаз, 2-е – травмы глаз, 3-е – катаракта, 4-е – миопическая болезнь и глаукома [2].
Около 40 % жителей нуждаются в оптической коррекции зрения. По данным статистики, в РФ 40,8 % населения для преодоления дефектов зрения пользуются корригирующими очками и 2 % – контактными линзами [1, 4].
Целью исследования является анализ рынка средств оптической коррекции зрения (на примере локального рынка Томска). Анализ предполагает исследование ассортимента средств технической коррекции зрения (очки, оправы, линзы) и предприятий, занимающихся изготовлением и реализацией очковой оптики. Для целей исследования были разработаны анкеты для предприятий оптической коррекции зрения, потребителей данного товара и врачей-офтальмологов (оптометристов). На российском рынке средств коррекции зрения свои услуги предлагают организации частной, муниципальной и государственной форм собственности (оптические салоны, магазины, кабинеты контактной коррекции, аптеки, магазины оптики и т.д.), число которых постоянно увеличивается, что указывает на актуальность данного исследования.
В настоящее время отсутствуют нормативные документы, которые бы всесторонне регламентировали деятельность предприятия оптической коррекции зрения. Проведенное исследование показало, что в качестве методического пособия оптики используют Приказ Фармуправления Московской области от 22.01.1997 г. № 12 «Об утверждении стандарта на магазин «Оптика» [3]. Отсутствуют также единые требования к персоналу. В СССР этот вопрос регулировался Приказом Минздрава СССР от 30.12.1976 г. № 1255 «Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений» (в ред. от 20.04.1981.). С учетом коренных изменений, произошедших за это время в законодательстве России, данный приказ может рассматриваться лишь как документ, носящий рекомендательный характер.
Предприятия оптической коррекции зрения исследовались с позиции их функций, организационной структуры, оснащения и услуг, оказываемых населению. Данные организации располагают помещениями в соответствии с СНИП 11-77-80 ч. II гл. 77 «Магазины», СНИП 11-80-75 ч. II гл. 80 «Предприятия бытового обслуживания», которые регламентируют площади для магазина «Оптика». Оснащение магазинов «Оптика» и оптических отделов аптек регламентирует Приказ № 895 от 27.09.1974 МЗ СССР, других нормативных актов пока нет [1]. На момент исследования оснащение предприятий оптической коррекции зрения не соответствуют требованиям Приказа № 895, так как в списке указаны инструменты и оснащение, которые устарели в техническом плане и практически не применяются.
Ассортимент средств оптической коррекции зрения составляют оправы, очковые линзы, готовые очки, аксессуары для очков, контактные линзы и средства ухода за контактными линзами. При исследовании ассортимента учитывались следующие показатели: предприятие-производитель, национальная принадлежность, материал, назначение и розничная цена. На рынке преобладают импортные изделия (около 90 %), преимущественно производства Китая, Кореи, Польши. Данные товары имеют относительно низкую цену, что приемлемо для большинства потребителей. Доля российских товаров значительно ниже.
При сравнении потребительских предпочтений выявлено, что для большинства (около 75 %) существенными оказались такие факторы, как эстетическая привлекательность товара, соответствие моде, социальному статусу потребителя. Многие обращали внимание на эргономичность изделий, качество, долговечность. Незначительная часть потребителей, преимущественно пенсионеры, отмечали цену как существенный фактор при выборе товара.
Проведенное исследование показало, что все анализируемые предприятия независимо от формы собственности предлагают потребителям такие услуги, как продажу, изготовление и ремонт изделий очковой оптики. Некоторые из них предлагали дополнительные услуги врача-офтальмолога (оптометриста). Отмечены значительные различия в материально-технической базе и штатах обследованных предприятий. Также проведенное исследование показало широкий ценовой диапазон изделий оптической коррекции зрения и наличие в ассортименте изделий, имеющих разнообразные качественные характеристики, что позволяет удовлетворить различные потребности покупателей.
Список литературы:
1. Аветисян, Г. Г. Проблемы организации обеспечения населения средствами коррекции зрения / Г. Г. Аветисян, Г. А. Олейник, А. Д. Шустов // Фармация. – 2005. – №1. – С. 24–26.
2. Зеленко, В. Е. Оптические средства для защиты и коррекции зрения / В. Е. Зеленко // Новая аптека. Сер. Нормативные документы. Комментарии. Консультации. – 2002. - №2. – С. 75–77.
3. Об утверждении стандарта на магазин «Оптика»: Приказ Фармуправления Московской Области от 22 января 1997г., № 12 // Новая аптека. Сер. Нормативные документы. Комментарии. Консультации. – 2002. – № 2. – С. 72–74.
4. Хотят ли русские очков? – СПб.: Веко, – 1999. - № 6. – С. 24.
|