|
Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа)
В настоящее время в условиях рыночных отношений каждая фармацевтическая организация (ФО) должна стремиться к максимизации прибыли. Однако на формирование и размер прибыли оказывают влияние многие факторы, а именно: цена товара (лекарственного препарата), издержки обращения, поставщики, конкуренты, нормативно-правовая база и другие. Поэтому анализ и выбор наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на процесс формирования и размер прибыли, и управление ими для увеличения рентабельности, а, следовательно, и повышения конкурентоспособности ФО, имеет большое значение. Целью данного исследования является разработка организационно-методических подходов к анализу факторов, формирующих размер прибыли ФО с различной формой собственности.
Организационно - методические подходы включают в себя:
- составление анкет;
- формирование экспертной группы и проведение опроса экспертов;
- обработку и предоставление результатов;
- отбор основных факторов, формирующих размер прибыли ФО.
Методика оценки конкурентной позиции ФО по показателю «прибыль» сводится к следующему:
1. Разрабатывается перечень основных факторов, оказывающих влияние на размер прибыли.
2. Проставляются оценки ФО различных форм собственности по каждому фактору по шкале с диапазоном оценок от 1 до 10.
3. Присваивается каждому фактору коэффициент относительной важности Wj.
4. Рассчитывается интегральная оценка по каждому фактору и суммарная интегральная оценка по всем факторам.
5. Общий вывод о конкурентной позиции ФО с различной формой собственности по показателю «прибыль». Расчет интегральной оценки проводится с использованием метода взвешенной суммы по формуле:
 где P r - интегральная оценка в баллах общей конкурентной силы r-го конкурента;
Wj - значение коэффициента относительной важности j-го показателя конкурентной силы;
Xij - оценка в баллах i - го значения j-го показателя конкурентной силы;
Wj Xij - оценка в баллах конкурентной силы r-го конкурента по j-му показателю [1].
Разработанные методические подходы позволяют отобрать наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на размер прибыли, оценить прочность конкурентной позиции по данному показателю и построить модели максимизации прибыли ФО с различной формой собственности.
Литература:
1. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: Учебное пособие / У. Г. Зиннуров: - Уфа: УГАТУ, 1999 -253 с.
|