|
Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа
Моделирование сбытового (покупательского) поведения позволяет установить общий вес критериев, предъявляемых к лекарственному препарату (ЛП) и обосновать выбор конкретного ЛП, с учетом его эффективности, побочных эффектов, стоимости и т. д. Для этого нами предложена модифицированная многофакторная модель (ММ) по Фишбейну [1], с помощью которой возможен выбор по необходимому количеству критериев.
Информационной базой для этого анализа послужили опросы врачей, провизоров, материалы полученные в процессе пробного маркетинга и т. п.
В процессе отбора ЛП, необходимо установить, в какой мере он соответствует требованиям врача. Для этого составляются анкеты, в которых врачи оценивают параметры данного ЛП по 5-ти балльной шкале. В качестве параметров представили: эффективность, отсутствие побочных действий (ОПД), эргономичность, соответствие качества препарата его цене. Анализ проводился по шести синдромам пограничных психических расстройств (ППР) (депрессия, астения, тревога, ипохондрия, истерия, фобия). По результатам обработки анкет была составлена модель соответствия качества ЛП требованиям врача (табл. на примере табл. Амитриптилина
Никомед 0,025 №50).
|
Группы врачей Оценивших
Амитриптилин как
|
Число оценив
ших, %
|
Средние баллы параметров
|
Средний балл ЛС
|
ЭффекТивность
|
опд
|
эргоно-мичность
|
Цена и Качество
|
|
очень хорошее
|
21
|
4,8
|
4,6
|
4,8
|
4,2
|
4,6
|
|
Хорошее
|
52
|
4,7
|
4,4
|
4,0
|
3,8
|
4,2
|
|
Среднее
|
17
|
3,9
|
3,7
|
4,1
|
3,6
|
3,8
|
|
Плохое
|
8
|
1,4
|
2,4
|
3,3
|
2,5
|
2,4
|
|
очень плохое
|
2
|
-
|
-
|
2,0
|
1,1
|
0,8
|
|
В целом по совокупности
|
100
|
3,7
|
3,7
|
3,6
|
3,0
|
3,5
|
|
Отклонение от max ожиданий
|
-
|
-1,3
|
-1,3
|
-1,4
|
-2,0
|
-1,5
|
Среднее отклонение от максимума составило -1,5, т.е. ЛП удовлетворяет своими параметрами лишь на 70%. Были отобраны ЛП, среднее отклонение которых не выходило за пределы +2,0.
Примером формализации отношения к ЛП служит формула Фишбейна, по которой мы определили отношение потребителя к ЛП. Оценивать ЛП предлагалось по тем же параметрам, что и в модели соответствия качества требованиям врача. Затем рассчитывается ММ потребительских мнений, с учетом всех параметров ЛП и показывающая отношение к ЛП для лечения данного синдрома ППР. На следующем этапе были построены матрицы, отражающие отношение врача к ЛП данной фармакотерапевтической группы.
Метод, определяющий выбор ЛП путем составления ММ по Фишбейну возможно сочетать с уже имеющими способами отбора ЛП для оптимального обеспечения стационарных больных [2], путем последовательного продолжения отбора.
Литература
1. Белявский И.К. Маркетинговые исследования. М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Лозовая Г.Ф., Дмитрюк Т.М., Бадакшанов А.Р. Основные принципы формирования перечня ЛП, применяемых для лечения больных пограничных психических состояний. Уфа, МЗ РБ, 2001.
|