Авторы: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Гарумова М.А., Малаева Б.З., Габриелян Н.В.
Пятигорская государственная фармацевтическая академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Современный мир, природа и человек», Т.2, №1, с материалами Пятой, Юбилейной Телеконференции, посвященной
120-летию открытия описторхоза у человека профессором медицинского
факультета Томского университета К.Н. Виноградовым (6-11 июня 2011 года,
г. Томск).
Скачать сборник целиком
Скачать информацию о сборнике (титульный лист, обложку, оглавление, список авторов)
Республика Дагестан, входящая в состав Северо-Кавказского Федерального округа (СКФО), характеризуется, как и другие субъекты, низким уровнем развития экономики и является типичным отсталым депрессивным регионом с высокой степенью дотационности. Дефицит консолидированного бюджета составил в 2009 г. в Республике Дагестан 70,1%. Такое состояние экономики блокирует эффективное решение вопросов доступности и своевременности медицинской и лекарственной помощи населению.
Реализация прав граждан в области лекарственного обеспечения в Республике Дагестан идет по трем направлениям:
- через стационар бесплатно в объеме утвержденных стандартов лечения и норматива выделенных финансовых средств;
- при амбулаторном лечении по отдельным группам населения и категориям заболеваний в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 июля 1994 г. № 890 – в рамках утвержденного бюджета республики;
- при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан в виде НСУ и по 7 высокозатратным нозологиям.
Медицинскую деятельность в Республике Дагестан осуществляют 115 городских медицинских учреждений, 44 ЦГБ, 106 участковых поселковых больниц, 174 врачебных амбулаторий и 1076 ФАПов, 62 медицинских учреждения – республиканского значения, 19 – федеральные лечебные учреждения и 13 диспансеров республиканского значения.
Фармацевтическую деятельность осуществляют 413 фармацевтических организаций. В Республике задействовано в реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами 432 ЛПУ, в том числе 61 ФАП. Разрешено выписывать льготные рецепты 3841 врачу и 61 фельдшеру. Отпуск лекарственных средств по программе ОНЛС осуществляют 92 аптечных учреждения и 4 аптечных пункта.
По реестру федеральных льготников состоит на учете 275,6 тыс. человек. Из них на 01.01.2009 г. сохранили право на получение государственной социальной помощи 45,8 тыс. федеральных льготников, то есть 16,68% от общего числа льготников (что является одним из главных показателей неудовлетворенности населения реализацией программы ОНЛС в субъекте). В 2008 г. выписано 444571 рецепт на сумму 373281,9 тыс. рублей. Средняя стоимость рецепта составила 805,7 рублей.
Региональных льготников, имеющих право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг по реестру, насчитывается 374,9 тыс. человек. Для этой категории в 2008 г. выписано 185739 рецептов на сумму 7892158 тыс. рублей. Средняя стоимость одного рецепта составила 424,9 рублей (на одного льготника приходится 25 рублей в месяц).
Поставка ЛС для обеспечения федеральных льготников осуществляется централизовано через процедуру аукциона. Однако, в 2009 г. аукцион не состоялся, и государственный закуп был заключен с одним участником – ОАО «Фармэксперт» (г. Москва) по 156 лотам на 78 млн. рублей в I полугодии и 81 лоту на сумму 160,3 млн. рублей во II полугодии. Всего было поставлено по общему списку МНН 377, по ТН 720 на сумму 396254,05 тыс. рублей. По договорам до 100 тыс. рублей закуплено на сумму 15,67 тыс. рублей, методом запроса котировок – на сумму 18,52 тыс. рублей.
Лекарственное обеспечение по 7 высокозатратным нозологиям осуществляется для 798 человек. В 2009 г. ЛС для этих больных было поставлено на сумму 298811,44 тыс. рублей. Средняя стоимость одного рецепта составила 89808,7 рублей. Вместе с тем, выделяемых финансов недостаточно. Постоянно на отсроченном обеспечении находятся более 10% ЛП[1]..
Таким образом, при недостаточности бюджетного финансирования лекарственного обеспечения отдельных категорий больных в Республике Дагестан в большей степени на доступность и своевременность лекарственной помощи влияют недостатки в управлении самим процессом, а именно в планировании потребности, управлением запасами, учет и контроль качества и безопасности лекарственной помощи, рациональном распределении ЛП.
Список использованной литературы
1. О развитии демографических процессов в Российской Федерации в 2008- 2009 г. // Здравоохранение в Российской Федерации.– 2009.-№2.-С.7-93.
|