Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2010 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
Актуальность: Усиливающаяся конкуренция в розничном звене фармацевтического рынка заставляет аптечные организации постоянно работать над поиском способов повышения рентабельности и улучшения результатов хозяйственной деятельности. Вполне очевидно, что большинство розничных аптечных организаций стремятся к улучшению своих социальных и экономических показателей путем усовершенствования ассортиментной и ценовой политики [1].
Цель: Оценить конкурентоспособность аптеки «Южная» на локальном фармацевтическом рынке.
Материал и методы: Объектом настоящего исследования явилось аптечное предприятие, расположенное в районе площади «Южная». Данный микрорайон характеризуется выраженной обособленностью от других микрорайонов в силу локального проживания (примерно 12 тыс. жителей). Этот район обслуживают 4 аптеки, в среднем на 1 аптеку приходится 3 тыс. человек. В силу некоторой обособленности и локального проживания, гипотетически, каждый потребитель может обратиться в одну из аптечных организаций. Следовательно, каждая из аптек должна иметь обоснованную оценку своих конкурирующих позиций. Чтобы сопоставить эти объекты и выявить имеющиеся преимущества, мы использовали метод кафедры УЭФ, который позволил по изменению параметров: KI – коэффициент стратегического позиционирования и KIi – цена, среднее значение увидеть каждый из исследуемых объектов, а так же определить объекты манипулирования (преимущества положения на рынке и цена).
На основе выбранной методики нами проведена стандартная паспортизация, которая позволила провести балльную оценку оцениваемого набора параметров характеризующейся аптеки, а так же установить параметры стратегического позиционирования. После обработки параметров в форме матрицы в квадратах строится позиционное размещение анализируемых объектов (рис. 1).
Результаты: Исходя из данных матрицы, исследуемый хозяйствующий объект позиционируется в матрице в поле со стратегией поведения «стратегия лидера». Однако конкурент №2 располагается в этом же квадрате матрицы, имея существенное преимущество над исследуемой аптекой, которое выражается в незначительном различии стратегического позиционирования и довольно значительном различии ценового показателя. Другие два конкурента позиционируются в матрице в поле: один – «стратегия экономии», а другой – «провальная зона».
Выводы: Таким образом, проведенная нами оценка конкурентного позиционирования позволила установить, что в локальной зоне площади «Южная» основная конкуренция представлена на уровне двух объектов. В последующем нами проведена детальная оценка ориентиров организации продажи и технологий, что в целом позволило обосновать направленное повышение параметров стратегического позиционирования.
Список литературы:
1. Кузубова, Ж. Л. Конкуренция как экономическая категория мышления руководителей фармацевтических организаций / Ж. Л. Кузубова // Новая аптека. Сер. Аптека и рынок. – 2002. – №8. – С. 41-45.