Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
На протяжении практически всего XX века на фоне совершенствования методов и систем управления качеством формировалось и развивалось понимание, что их усложнение требует существенного изменения отношения работников к выполняемой работе в организации. В настоящее время все большее значение уделяется такому институту взаимодействия людей как корпоративная культура.
Уровень развития коллектива как показатель культуры организации является следствием эффективности руководства. Именно руководитель формирует «ядро» культуры, представляющее собой совокупность нравственных ценностей, непосредственных отношений и взаимопониманий сотрудников, как между собой, так и с руководством, образующее внутренний имидж (образ) организации. Проявления коллективного поведения во внешней среде формирует «оболочку» культуры и внешний имидж организации. Причем выявлена зависимость: если уровень развития внутренних и внешних составляющих культуры высокий, то создается позитивный образ организации и лояльное отношение людей к ней, если – низкий, то образ – негативный [3].
Формирование корпоративной культуры в управлении организацией, в том числе коммерческой (к таковой относится и аптечная организация), в настоящее время играет ведущую роль, так как принятые нормы и уставы в коллективе позволяют ему достигать поставленной цели в условиях наивысшей сплоченности сотрудников организации. Это, в свою очередь, ведет к повышению их работоспособности, мотивации на эффективный труд, повышению качества обслуживания населения товарами и услугами и, как следствие, получению максимальной прибыли организацией [1].
Отсюда уровень развития культуры непосредственно отражает уровень эффективности управления и результативности организации.
В связи с актуальностью данной темы нами решалась задача по оценке степени выраженности внутренних и внешних параметров корпоративной культуры с целью разработки рекомендаций по корректировке внутреннего и внешнего имиджа аптечных организаций.
Исследование проводилось с использованием социологических методов анкетирования и интервьюирования, обрабатывались результаты методами вариационной статистики, корреляционно-регрессионного анализа.
Объектами исследования послужили 10 аптечных организаций муниципальной и частной форм собственности гг. Томска и Мариинска (Кемеровская область).
В результате анализа литературных источников выявлено, что к ключевым внутренним параметрам организационной культуры различные авторы относят такие свойства коллектива как коллективизм, организованность, коммуникабельность, мотивации и мораль, отношение к работе, уровень развития управления. Внешний имидж аптеки формируется под воздействием таких факторов как профессиональное поведение специалистов по обслуживанию населения, их внешний вид, скорость обслуживания, ассортимент и порядок размещения товаров на торговых витринах, качество оформления витрин и торгового зала, чистота и удобство торгового зала.
Для измерения уровня развития внутреннего имиджа аптеки нами было разработано 6 анкет, таким образом, чтобы можно было провести анализ уровня развития каждого из перечисленных выше показателей. Для подтверждения результатов анкетирования и получения комплексной оценки был применен предложенный в литературе тест-опросник. В опросе приняло участие в среднем по аптекам 70 % специалистов. Интерпретация результатов анкетирования и интервьюирования проводилась по пятибалльной шкале со словесной оценкой в интервале «свойство коллектива очень плохо развито – свойство коллектива очень хорошо развито», «уровень культуры организации низкий – уровень культуры организации высокий».
Степень привлекательности аптек в глазах покупателей их товаров и услуг проводилась с помощью разработанной нами анкеты. Она позволила получить частные и комплексную оценки внешнего имиджа аптек по выше названным параметрам. Минимальный объем выборки респондентов при бесповторном отборе рассчитывался по специальной формуле [2]. Количество опрошенных покупателей в среднем по аптекам составило 250 человек. Уровень развития внешних показателей организационной культуры оценивался по пятибалльной шкале в интервале «показатель очень низкий – показатель очень высокий», «имидж организации отрицательный - имидж организации положительный».
По результатам частных и комплексных измерений уровня развития корпоративной культуры для каждой из исследуемых аптек были разработаны рекомендации по корректировке внутреннего имиджа (предложены мероприятия по облегчению взаимопонимания между сотрудниками и руководством, совершенствованию системы мотивации труда сотрудников и некоторые другие) и созданию адекватного культуре внешнего образа организации. Получена математическая модель зависимости величины экономических результатов деятельности (прибыли, производительности труда) от величины интегральной оценки уровня развития внутренних и внешних составляющих культуры аптечной организации.
Список литературы:
1. Белозерова, И. Г. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / И. Г. Белозерова, Т. И. Урусова, В. Л. Базарный // Экономический вестник фармации. – 2001. ? № 12. ? С. 42?46.
2. Дремова, Н. Б. Компьютерные технологии маркетингового исследования в медицинских и фармацевтических организациях / Н. Б. Дремова, С. В. Соломка. Курск, 1999. – С. 25-26.
3. Крымчанинова, М. В. Образ организации как фактор воздействия на ее культуру / М. В. Крымчанинова // Управление персоналом. – 2004. ? № 19. – С. 54-57.
|