Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Эффективность деятельности аптечной организации в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым факторам относится корпоративная культура. Поэтому современные руководители рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Все это формирует внутренний имидж, т.е. образ предприятия в сознании сотрудников. Образ компании в сознании потребителей, бизнес-партнеров, госструктур формирует внешний имидж предприятия [2]. Причем выявлена прямая зависимость между уровнем развития внутренних и внешних компонентов культуры и созданием позитивного образа организации, что ведет к стабильному коммерческому успеху [4]. Отсюда уровень развития культуры непосредственно отражает уровень эффективности управления и результативности организации.
В связи с актуальностью данной темы нами измерялся уровень развития корпоративной культуры 6 аптечных организаций частной формы собственности Новокузнецка.
Из предложенных в литературе параметров оценки внутреннего имиджа нами были изучены такие составляющие корпоративной культуры, как стиль руководства, поскольку конкурентоспособность фармацевтической организации определяется эффективными методами и способами управления ею [1]; способность руководителя делегировать полномочия, что необходимо для эффективной мотивации; степень удовлетворенности работой, что определяет наиболее значимые для работников потребности; стиль поведения в конфликте; психологический климат [3], а также степень мотивации к успеху.
Для оценки внешнего имиджа изучались такие составляющие, как ассортимент товаров, оформление торговых прилавков и витрин, скорость обслуживания, доброжелательное отношение сотрудников, возможность получить у них подробную консультацию, чистота и удобство торгового зала.
Для измерения этих параметров использовались 9 типов анкет для персонала, 10 типов анкет для руководителей и 1 анкета для посетителей аптек. Интерпретация результатов анкетирования проводилась по пятибалльной шкале со словесной оценкой в интервале «уровень корпоративной культуры аптечной организации очень низкий – уровень корпоративной культуры аптечной организации очень высокий». На основе частных оценок выводилась комплексная оценка уровня развития корпоративной культуры.
По результатам анкетирования выявили, что в двух аптеках показатель уровня развития корпоративной культуры очень низкий, в трех – средний и в одной – очень высокий.
Анализ внутреннего имиджа аптеки с самым низким уровнем развития корпоративной культуры показал, что руководитель данной аптеки достаточно успешно делегирует полномочия, его стиль руководства определен как демократический, однако, по мнению подчиненных в их коллективе недостаточно четко распределены права и обязанности, что может быть причиной возникновения конфликтов.
При изучении тенденции к определенным моделям поведения личности в конфликте определено, что доминирующей моделью является «соперничество» (60% персонала, в том числе и руководитель), по 20% персонала демонстрирует модель поведения «избегание» и «приспособление». Хотя считается, что для зрелого коллектива с высоким уровнем корпоративной культуры должна быть доминирующей форма поведения «сотрудничество» [3]. Отсюда психологический климат персоналом аптеки оценен только на «удовлетворительно».
На результативность труда персонала влияет не только психологический климат в коллективе, но и созданная руководителем эффективная мотивационная система. Установлено, что 70 % персонала не удовлетворены состоянием таких компонентов мотивационной системы, как содержание труда, степень участия в принятии решений, заработанная плата; 42 % – отношение в коллективе и с руководителем, перспективы повышения квалификации. Это свидетельствует о низкой эффективности мотивационной системы. Выявлено, что весь персонал не имеет выраженной мотивации к успеху, что говорит о пассивности сотрудников аптечной организации, об отсутствии стремления к совершенствованию существующей культуры организации.
Следствием низкого уровня развития внутренних компонентов культуры является низкий уровень формирования составляющих внешнего имиджа. Выявлено, что качеством ассортимента товаров, предлагаемых аптекой, не удовлетворены 48% посетителей, скоростью обслуживания – 34%, возможностью получить консультацию – 61%, оформлением торговых прилавков и витрин – 27 %.
Результаты исследования позволили разработать рекомендации по корректировке внутреннего имиджа и созданию положительного внешнего образа организации.
Список литературы:
1. Урусова, Т.И. Организационная культура аптечного предприятия / Т.И. Урусова, И.Г. Белозерова, В.Л. Базарный // Новая аптека. – 2002. – № 2. – С. 33–38.
2. Шилов, В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия / В.Д. Шилов // Экономический вестник фармации. – 2002. – № (2) 48. – С. 69–74.
3. Лозовая, Г.Ф. Социально-психологическое планирование в аптеке / Г.Ф. Лозовая, С.Р. Артюнян // Новая аптека. – 2005. – № 1. – С. 35–40.
4. Крымчанинова, М.В. Образ организации как фактор воздействия на ее культуру / М.В. Крымчанинова // Управление персоналом. – 2004. – № 19. – С. 54–57.
|