ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ АПТЕКИ
|
|
|
|
09.12.2010 г. |
Ярославская государственная медицинская академия, г.Ярославль
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
Одним из условий успешной деятельности фармацевтического предприятия в условиях рыночных отношений становится проведение маркетинговых исследований, первоначальным
этапом которого является формирование базы данных. В связи с тем, что обработка маркетинговой информации на бумажном носителе является трудоемким и длительным процессом, целью нашего исследования явилась разработка и апробация методики анализа ассортимента с использованием новых технологий. В задачи исследования входили разработка структуры и создание электронных баз данных по изучению ассортимента лекарственных средств отдельных фармакотерапевтических групп на основе стандартных программ обработки цифровой информации Microsoft Office - Excel 97.
Для формирования баз данных были определены 3 основных источника маркетинговой информации: 1) данные о зарегистрированных на рынке РФ препаратах по справочным изданиям -для анализа рынка группы препаратов на федеральном уровне, 2) результаты наблюдения в торговом зале других аптек - для изучения ассортиментной и ценовой политики конкурентов на препараты безрецептурного отпуска; 3) товарно-транспортные накладные аптеки - для изучения ее ассортимента.
На основе выборочного метода анализа было проведено обследование на базе аптечных организаций г.г. Ярославль, Рыбинск, Вологда с целью выявления обеспеченности их компьютерной техникой и использования ПК для обработки и хранения маркетинговой информации. Установлено, что абсолютное большинство аптек используют персональные ЭВМ для хранения информации о приходе товара в аптеку. В то же время обработка маркетинговой информации с использованием методов математической статистики не проводится, так как используемое программное обеспечение не дает им такой возможности. В связи с этим изучение потребления лекарственных средств методом анализа данных приходных документов по отдельным наименованиям ассортимента в аптеках не ведется. Анализ ассортиментной политики конкурентов с использованием методов математической статистики также не проводится.
На основе анализа источников первичной маркетинговой информации разработана структура базы данных, определены свойства ее полей и варианты поиска информации.
Предложено два варианта структуры базы данных. Один - для анализа данных товарно-транспортных накладных с целью установления закономерностей формирования ассортимента по группе препаратов в своей аптеке по производителям, лекарственным формам, ценовому фактору, а также проведения АВС-анализа.
Второй вариант - для анализа российского и регионального рынка препаратов безрецептурного отпуска на базе изучения ассортимента аптек-конкурентов и ассортимента зарегистрированных препаратов в РФ. База данных позволяет проводить анализ номенклатуры по производителям, лекарственным формам, ценовому фактору, а также изучение спроса на препараты методом анализа частоты встречаемости в аптечной сети.
Анализ маркетинговой информации баз данных с использованием программы Microsoft Office - Excel 97 проводится на основе функции сортировки данных по полям.
В целях апробации структуры электронных баз данных были созданы БД по ассортименту витаминов и гомеопатических препаратов на рынке РФ и в аптечных организациях г. Ярославля, которые стали основой проведения маркетинговых исследований рынка данных групп препаратов.
|