Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Человек создан для бессмертия, это ясно из Священного Писания; падение человека, то есть то, что он отвернулся от Бога и стал искать своих путей, и привело к смертности и к умиранию. Для христиански ориентированного ума смерть - одно из важнейших таинств, одним обеспечивающее переход в мир иной для непосредственного предстояния перед Богом, чтобы держать ответ за прожитую жизнь, а других ставящее перед необходимостью оказаться Ничем. Естественный страх перед смертью стоит рядом с желанием и надеждой на бессмертие, которое XXI век из религиозной сферы стремится перевести в сферу практически возможного.
Истинным бессмертием по средневековым представлениям, может обладать только личность, руководствующаяся нравственными регуляторами, образцом которых является Христос и Его священные заповеди.
Всех нас неизбежно ждет старение и смерть, но если бы клетки не были бы запрограммированны на старение, если бы те участки хромосом, которые определяют число делений клетки, не сокращались бы после каждого деления, если бы наше тело «изнутри» могло восстанавливать ущерб, причиненный болезнями и старением, мы жили бы гораздо дольше и более здоровой жизнью.
Геронтология - наука о механизмах старения человеческого организма, продлении молодости предлагает на сегодняшний день более 300 теорий и гипотез о механизмах старения. Природа дает всему живому на Земле одинаковые по продолжительности гены жизни, но срок жизни у всех разный. Почему? Может быть все заключается в скорости биохимических реакций, нейро-гуморальной регуляции деятельности органов и систем? К настоящему времени уже существуют научно обоснованные средства увеличения длительности жизни, довольно незамысловатым образом. Это пребывание человека в горах, полноценное, но умеренное питание, активная физическая деятельность. А человечество все мечтает с древних времен об уникальных «таблетках» здоровья. Жизнь так мудро устроена, что за все в ней надо бороться. Природа создала нас смертными, имеем ли мы право нарушать ее законы?
Ученые считают: человеку генетически отпущено 200 лет. Головной мозг человека состоит из скрепленных между собой нервных клеток и волокон. Он ведает мыслями, эмоциями, поступками. Иммунная система следит за состоянием органов и тканей. Лимфоциты, путешествуя по всему организму, берегут каждую клетку. Взаимосвязь головного мозга и иммунной системы регулирует продолжительность жизни человека. При сравнении анализов крови людей жизнерадостных и страдающих длительными депрессиями, оказалось, что у оптимистов некоторые клетки иммунной системы активнее. Ученые ЦНИИ вакцин и сывороток, ЦНИИ медико-биологических проблем спорта обнаружили, что в стрессовых ситуациях у человека возникает иммунодефицит - исчезают отдельные классы антител. Вывод - больше радости, дольше жизнь.
Ювенология, в отличие от геронтологии изучает особенности молодого и зрелого организма, чтобы найти пути продления молодости. Дать человеку творческое здоровое долголетие за счет удлинения периода молодости и зрелости. Опытные врачи утверждают, что лучшая профилактика болезней - это радость, гармония во взаимоотношениях между людьми и природой, удовлетворение от работы. Поэтому в числе факторов укрепления общего здоровья ювенологи на первое место ставят эмоциональную устойчивость - уравновешенность и высокий тонус нервной системы.
Возникает вопрос: является ли существенно увеличенная продолжительность жизни или бессмертие благом? Ответить на него однозначно сегодня вряд ли кто сможет. Мнения ряда ученых из различных областей науки сильно разняться. Обратимся же к пониманию этой проблемы Православной Церковью.
Клонирование, трансплантация органов и другие биомедицинские технологии обеспечили бессмертию выход из ряда идей или алхимических экспериментов в духе доктора Фауста в поле реальности. Кажется, что мы присутствуем при конце света смертного и преображаемся для жизни в мире бессмертного...
Технология клонирования «призвана» бороться за возможность возникновения жизни с определенными качественными параметрами. Такие эксперименты обостряют этические проблемы, так как однажды «мечта» клонирования человека может стать реальностью. Дублирование людей с определенным набором характеристик дает возможность создания людей двойников, которые будут живыми «банками» тканей для их прообразователей. Но ведь это будут живые люди с живой душой, хотя жизненное начало возникнет необычным способом. Невиданный грех, которого не знала история человечества полностью противоречит православному вероучению.
Геном человека - «записная книжка», из которой нельзя ничего вырубить топором, но только изъять особого рода скальпелем, разрезающим ген, в который потом вшивается чужеродный генетический материал. Возможно, что человек согласен иметь другое лицо и другой пол, но вот согласен ли он быть другой личностью? Говоря о другом лице, мало представляешь, что ты становишься не собою. И это не другое «я», не предположенность другого, а «просто» другое - тебя уже нет и нет навсегда. В этом -задача новой этики, в разъяснении страшной возможности смерти себя еще до биологической смерти.
Митрополит Антоний Сурожский, сам в прошлом врач, полагает, что в течении неизлечимой болезни должна проходить подготовка человека к смерти. При этом он наставляет: «Готовьте умирающих не к смерти, а к Вечной Жизни».
Проблема жизни и смерти - основная проблема христианского сознания, решение которой определяет Воскресение Христово. Врачевание как вид человеческой деятельности можно определить как торжество, пусть и временное, жизни над смертью.
Жизнь дана человеку потому, что он должен что-то сделать, выполнить на земле, и страх смерти заставляет его беречь свою жизнь. Жизнь - драгоценный дар, и чтобы его сохранить, нам вместе с жизнью дан и страх смерти. Это естественно. Но плохо, когда этот страх больше и сильнее, чем он того заслуживает. Смерти боятся не только люди, а все живое. Страх смерти - это естественное чувство, нужное в жизни природы. Животные, птицы, рыбы, насекомые прежде всего стараются сохранить свою жизнь. Страх смерти есть желание жизни и помогает сохранять ее; это - чувство неизбежное, и всем нам придется испытать его.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так говорил о бессмертии: «Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен... весь мир живых существ, даже вся природа являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, - духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира. Господь Иисус Христос прямо засвидетельствовал о бессмертии человеческом: Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную».
Список литературы:
1. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после / П. Калиновский. - М., 1998.
2. Сурожский М.А. О смерти / М.А. Сурожский // Врач. - 1995. - № 9
3. Неретина С.Н. Смерть как условие бессмертия / С.Н. Неретина // Человек. - 2002. - № 4.
4. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Киев, 2002.
5. Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и православие / И. Силуянова. - М., 2001.
|