Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Два с половиной тысячелетия развивается европейская медицина, столько же лет и медицинскому словарю. Спустя такое количество лет сложно увидеть те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых, собственно он и возникал. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядываются, но, тем не менее, они есть.
Греческая медицина развивалась путем накопления множества эмпирических знаний, но вместе с тем, в ней с ранних пор сказывалось стремление к общей теоретической науке о человеческом организме. Поэтому она не могла не испытать на себе влияние философских взглядов. Некоторые врачи, как Алкмеон, были самостоятельными мыслителями, а с другой стороны, и некоторые философы, стремившиеся объять все области человеческого знания, детально занимались медициной. Поэтому цель данного исследования - выявление участков латинской анатомической терминологии, ярко отражающих философию познания мира человеком.
В ходе работы был проведен анализ словарей латинских медицинских терминов и работ философов античной Греции и Рима. В результате мы пришли к выводу, что в терминологии наиболее ярко отразился процесс познания мира через мифологию и идею космизма.
Строгость и однозначность научного термина, точное соответствие предмету - это те качества, которые отражены и в номенклатурных кодексах разных разделов медицины, но это не главная тенденция, так как слова медицинского лексикона вобрали в себя очень много из истории прошедших эпох, взяли из других сфер человеческой культуры.
Символичность слова, связь имени с предметом в термине отражена удивительным образом. Напомним, что Термин (Terminus) - римский бог межей и пограничных межевых знаков, считавшийся священным, в его честь были учреждены празднества - терминалии.
Первоначально философия каждого народа, точнее его первоначальное миросозерцание, были связаны с его религиозными представлениями, верованиями и мифологией, что и нашло отражениев терминах:Atlas, Atlantis - атлант, титан по Гомеру, поддерживающий небесный свод. Первый шейный позвонок. Tendo Achillis - ахиллово сухожилие. Названо по имени героя троянской войны Ахилла. По мифу мать Ахилла Фетида окунула младенца в воды реки Стикса; тело Ахилла стало неуязвимым, осталось уязвимой только пятка, за которую она его держала. Cornu Ammonis - Аммонов рог, по имени древнеегипетского божества Аммона Ра, изображавшегося в виде зрелого мужа, похожего на Зевса, но с бараньими рогами. Сейчас термин обозначает вал, вдающийся в просвет нижнего рога бокового желудочка мозга.
Древние греки постоянно поклонялись богам, приносили им в жертву животных. Отсюда возник такой термин как амнион, от Amnos - овца, Amnion - жертвенная чаша. При рассечении приносимых в жертву овец Гален увидел оболочку и заключенную в ней околоплодную жидкость. Сейчас термин используют для обозначения одной из зародышевых оболочек. Кроме того, средневековые медики часто эпонимировали имя Римской богини любви - Veneris: umbilicus Veneris, oestrus Veneris, mons Veneris, pomum Veneris. В слове летаргия зашифрована мифическая река в царство мертвых, глоток воды из нее заставлял души умерших забыть земную жизнь. Лабиринтотомия - при внимательном историческом анализе вспоминается сооружение критского царя Миноса и миф о Тезее и Ариадне.
Просмотрев медицинскую терминологию, формировавшуюся на протяжении двух с половиной тысячелетий, можно составить целый список греко-римских богов, демонов, героев и других фантастических существ, оставивших свое имя в медицинском словаре: Адонис, Арахна, Антропа, Афродита, Венера, Гигиея, Марс, Меркурий, Морфей, Нарцисс, Панацея, Психея.
Врач - философ одновременно и ученый и физик и этик и космолог. Он ищет единого ответа на все «почему» и «из чего». Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которые он мог бы разом осветить все вопросы и он находит это в общекосмическом начале. Так целым рядом терминов медицина обязана астрологии: по-новому зазвучал термин influenza, дословно означающий влияние светил; sympathia, antipathia, apathia (соответственно притяжение, отталкивание, безразличие по отношению к небесным телам). Saturnus - название свинца, radius - лучевая кость (луч, солнечный луч), plexus solaris, что связано с внешним сходством его радиальных волокон с расхождением лучей солнца. Имеется и другая трактовка по функциональному единству солнца и сплетения.
Очень интересен термин n.vagus - блуждающий, этим понятием древние греки наделяли планеты, называя их блуждающими звездами. Ученые-философы в человеческом организме видели микрокосм, отражение Вселенной. Отсюда 248 мышц - 248 заповедей «делать», 365 сухожилий - 365 заповедей «не делать», 5 органов чувств -5 стихий, ассоциация левого с луной и правого с солнцем. Получает новое объяснение термин « duodenum», дословно означающий «равный 12 поперечным пальцам», фактически же данный термин неверен. Возможно проведение аналогии с мифической астрологической цифрой 12 (12 созвездий, 12 знаков зодиака, 12 месяцев в году и т.д.).
Таким образом, в данной работе мы попытались отразить лишь два основных направления античной философии в терминологии: мифология и идея космизма. Однако, за рамками исследования остались цикличность мировосприятия, идея полного присутствия в неразделимо малый момент, всеединое разумное начало (логос) и многое другое. Но явным оказалось все же влияние философии на медицинскую терминологию в целом.
|