Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Охрана здоровья населения и контроль за медико-демографической ситуацией на протяжении многих десятилетий провозглашались в нашей стране одной из основных задач государственной социальной политики. Профилактическая направленность декларирована основной задачей государственной системы здравоохранения. Первичная медицинская профилактика, как комплекс государственных, общественных, экономических, правовых, экологических, социологических, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических, медицинских и иных мероприятий включает: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышения уровня знаний всех категорий населения о влиянии негативных факторов на здоровье и возможностях его снижения; санитарно-гигиеническое воспитание; снижения распространенности вредных привычек и др. [3]. Существует большое количество социальных программ разного уровня, подразумевающие целевое выделение средств на решение актуальных проблем здоровья населения. В настоящее время на различных уровнях организации здравоохранения разрабатываются и реализуются социальные программы. Примером таких программ на федеральном уровне являются: «Дети России 2007-2010гг.», «Развитие курортного дела в Российской Федерации 2007-2011гг.», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера 2007-2012гг.», «Развитие системы мер по снижению рисков для здоровья населения и формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации 2007-2009гг». «Здоровье всех граждан России» и др. На территориальном уровне реализуются такие программы как: «Мать и дитя», «Интенсивная помощь», «Гемодиализ», «Кардиохирургия», «Артериальная гипертония, профилактика ИБС и инсультов», «Сахарный диабет 2006-2010гг.» и др. На регионарном уровне реализуются программы: «Женское здоровье», «Здоровое поколение», «Неотложная помощь», «Профилактика социальных заболеваний», «Кардиохирургия», «Здоровье», «Развитие сестринского дела», «Здоровый ребенок», «Диспансеризация населения – как метод профилактики», «Репродуктивное здоровье подростков» и др. На муниципальном уровне: «Школа гипертоника», «Школа больных сахарным диабетом», «Здоровье молодежи – здоровье нации», «Школа без наркотиков», «Профилактика наркомании» [1].
Организация первичной медицинской профилактики в муниципальном здравоохранении осуществляется муниципальным лечебно профилактическим учреждением здравоохранения особого типа «центр медицинской профилактики». Характеристика: Томская область, г. Томск, ул. Котовского 19. Обслуживает население города Томска с численностью 489,9 тыс. человек. В учредительных документах, которого в качестве основных задач указано: 1) Координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний. 2) Организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения. 3) Обеспечение организационно-методического руководства и координации (в т.ч. межведомственной) деятельности лечебно-профилактических учреждений по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья. 4) Информационное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения. 5) Взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования. 6) Анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы лечебно-профилактических учреждений и профилактической помощи населению в субъекте Российской Федерации. 7) Участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья. 8) Организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями [2].
Для дальнейшего исследования были поставлены следующие задачи. 1) Изучить учредительные документы МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики». Определить источники финансирования, основные задачи, стоящие перед учреждением. 2) Определить структуру поступающих средств по основным направлениям деятельности МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики». 3) Определить долевое участие социальных программ в финансировании работы центра медицинской профилактики по организации и проведению мероприятий первичной профилактики. 4) Разработать предложения по улучшению деятельности МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики».
Изучив структуру поступающих средств по основным направлениям деятельности МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» было установлено, что финансирование осуществляется за счет муниципальных бюджетных средств.
Из приведенных выше программ центр принимает участие в программах: «Школа гипертоника», «Школа больных сахарным диабетом», «Школа без наркотиков», «Профилактика наркомании». В других программах центр участия не принимает, соответственно финансирования в рамках данных проектов нет.
Для повышения эффективности организации работ по первичной медицинской профилактики требуется улучшение финансирования МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики». Участия МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» в дополнительных социальных программах.
|