История становления естественнонаучного образования в дореформенный период является неотъемлемой, важной и чрезвычайно интересной в познавательном отношении частью истории культуры в целом и истории образования в частности.
К 1800 году в России насчитывалось всего 315 малых и главных училищ, в которых обучалось 18128 учащихся мужского пола и 1787 – женского пола. В них работало 790 учителей [7, С. 339]. В стране имелись Академия наук, два университета, сеть народных училищ и др. учебных заведений, но огромной массе трудящихся, особенно крестьянскому населению, путь к знаниям был закрыт. Для такой огромной страны, как Россия, этого количества школ было явно недостаточно.
Предпринятые правительством Александра I преобразования в школьном деле начались с создания Министерства народного просвещения. В 1804 г. был обнародован новый устав, который произвел изменения в учебной части, в результате чего в России была создана единая система образования.
Вскоре после издания Устава 1804 г. началось преобразование екатерининских училищ. Цель уездных училищ: «1) приуготовлять юношество для гимназий, если родители пожелают дать детям своим лучшее воспитание, и 2) открыть детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности» [8., С. 226]. Для реализации поставленной цели курс обучения в уездных училищах был расширен следующими естественными науками: всеобщей географией и географией Российского государства, началами физики и естественной истории, причем естественная история была соединена с начальной физикой и преподавалась во II классе по 3 часа в неделю (§ 97 устава) [8, 229].
В §§ 4 и 5 устава учебных заведений 1804 г. выражены цель и план учения гимназий. Учреждение учебных заведений средней ступени имеет также двоякую цель: «1) приготовление к университетским наукам юношество, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах; 2) преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, …необходимых для благовоспитанного человека» [8, С. 216]. План изучения предметов естественнонаучного цикла в гимназиях, имевших тогда четыре класса, представлен в табл. 1.
Анализируя представленные в таблице 1 данные, мы обнаруживаем, что одно из видных мест в системе естественнонаучного образования продолжала занимать география. Составляя «немаловажный предмет воспитания: она не только украшает ум необходимыми в просвещении познаниями, но с ощутительною пользою действует и на чувства молодых людей, и дух их направляя к патриотизму, приготовляет к тем должностям и званиям, с коими слава и благосостояние отечества сопряжены неразлучно» [2, С. I].
К этому времени под влиянием значительных успехов в развитии географической науки и прогрессивных педагогических идей наметилась тенденция к улучшению качества географического образования. Усилилось внимание к наглядности в преподавании и, прежде всего к применению карт и атласов.
При сравнении содержания учебников по географии конца XVIII в. с руководствами и учебными пособиями рассматриваемого периода нами были установлены следующие изменения программы данного предмета:
1. В содержании отдельных частей курса наблюдается тенденция к сокращению изучаемого материала. Наибольшей редукции подвергся материал раздела Азия и Америка.
2. Географическое описание Российского государства условно состояло из двух частей: общая характеристика географии Российского государств и политическое разделение государства. Характеристика России, за исключением незначительных изменений в территориальном разделении государства, воспроизводила материал «Пространного Землеописания Российского государства» 1787 г.
Наконец, отметим еще одну особенность школьной географии – ни одна другая естественная наука так не противопоставляла истинные научные знания теологии как география: «Спокойствие земли, которое казалось противоречило всякому ее движению, недостаток в орудиях для исследования соразмерного содержания небесных тел, несправедливые мнения о величине и виде земли, так же ложные толкования некоторых мест священного писания, которое не будучи учебною Астрономическою книгою, не имеет в сем случае никакого доверия, скрывали от людей истину» [1, с. XXI].
Основные принципы построения содержания естественной истории обстоятельно описаны в трудах Б. Е. Райкова [6] и В. Н. Федоровой [9], поэтому останавливаться на этом более подробно на наш взгляд является нецелесообразным. Отметим лишь основные изменения, вносимые в содержание и методы преподавания школьного естествознания:
1) В содержание естественной истории по-прежнему входило изучение минералогии, ботаники и зоологии. Все эти разделы значительно расширились, чему способствовал быстрый прогресс наук о природе.
2) В содержание курса неживой природы были включены сведения о практическом использовании минералов и горных пород, способах использования полезных ископаемых в промышленности, сельском хозяйстве и бытовой жизни людей. При чем, «чтобы подать краткий, простой и удобопонятный способ распознавать все ископаемые тела» [3, С. II] большое внимание уделялось доступности в изложении материала.
3) Курс школьной ботаники состоял из двух связанных отделов: физиологии и систематики. Содержание первого раздела ботаники было значительно расширено более обстоятельной и вполне посильной учащимся анатомо-морфологической и физиологической характеристикой растительного организма.
Систематический обзор растительного мира описывался от низших форм к высшим, создавая у учащихся понятие о постепенном усложнении растительных организмов. Такое историческое развитие растительного мира вносило в школу систематику, основанную на более правильных, научных принципах, что также явилось дальнейшим развитием содержания ботанического курса.
4) Учебная и воспитательная ценность зоологической части была очень низка. По замечанию В. Н. Федоровой, «ведущие идеи, положенные в основу «Руководства к естественной истории», представляли сочетание креационизма с витализмом» [9, С. 49].
В первой четверти XIX в. в школу стали проникать приемы наглядного обучения, зачатки которого можно отыскать и в зуевской методике. На уроках естествознания в качестве иллюстраций стали показывать картины, настенные карты, а затем и натуральные объекты (минералы, раковины моллюсков, части растений и т. д.). «При рассуждении о какой либо вещи, учитель показывает оную в самой натуре, или по крайней мере на картине, по чему при каждом Народном училище в сем классе должно стараться иметь таковых вещей собрание, которые в натуре, которые в рисунках» [5, С. I].
Школьный курс физики в начале XIX века состоял из двух частей: общая и частная физика. «В общей физике рассматриваются свойства тел и явления от них зависящие, или физическая Механика. В частной физике рассматриваются свойства невзвешиваемых тончайших и повсеместное на природу влияние имеющих действователей, каковы теплотворная, светотворная и электрическая материи» [10, С. XXVIII].
Наряду с показателями несомненного прогресса в содержании школьной физики следует отметить еще одну особенность этого учебного предмета - его религиозную окраску. На страницах некоторых учебников указывается, что физика «расторгает узы суеверия, и ведет нас везде к познанию цели, пользы и связи вещей, к познанию великого Создателя всего мира» [4, С. 21].
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить следующее:
1) в содержании естественнонаучного образования не происходит вычленения новых дисциплин и оно представлено географией, физикой и естественной историей;
2) происходит увеличение учебного времени, отводимого на изучение естественных наук в размере 6 недельных часов за счет проведения большего количества уроков физико-математического цикла и естественной истории, причем преподавание последней вводилось как в младшем (уездные училища), так и в старшем возрасте. Одновременно несколько уменьшается время на изучение общей и Российской географии, которая объединилась в один предмет.
Таблица 1
Изменения содержания естественнонаучного
образования по Уставам 1786 и 1804 гг.
Учебный предмет
Устав 1786 г.
Устав 1804 г.
Классы
III
IV
II
III
IV
География
5
3
6
‑
‑
История Естественная
‑
5
‑
4
4
Физика с математикой
‑
7
6
6
‑
Итого:
5
15
12
10
4
Всего часов в неделю:
30
30
30
30
30
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гаспари, А. Х. Новейшее и подробное землеописание Европы, Азии, Африки, Америки и Южной Индии [Текст] : учеб. В 2 ч. Ч. 1. / А. Х. Гаспари. – СПб. : В Типографии Ив. Глазунова, 1810. – 185 [30] с.
2. Голынский, [?] Всеобщая География [Текст] : учеб. В 2 ч. Ч. 1. / [?] Голынский. – СПб. : В Типографии Ивана Глазунова, 1820. – 24 с.
3. Краткое начертание минералогии, сочиненное в пользу губернских гимназий академиком коллежским советником и кавалером Василием Севергиным и напечатанное от главного училищ правления [Текст] : учеб. / В. Севергин. – СПб., 1804. – 134, [VII] с.
4. Майер, И. Т. Начальные основания опытной физики [Текст] : учеб. В 2 ч. Ч.1. / Иоганна Тобиаса Майера. - СПб. : В медицинской типографии, 1810. - 347 с.
5. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по Высочайшему повелению царствующей Императрицы Екатерины Второй [Текст] : учеб. В 2 ч. / сост. В. Ф. Зуев. –– 3-е изд. – СПб., 1793 1814. – 460 с.
7. Райков, Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения [Текст] : сб. ст. / Б. Е. Райков. – М. : Издательство АПН РСФСР, 1960. – 488 с.
8. Сборник материалов для истории просвещения в России [Текст] : в 2 т. Т. I. / Министерство народного просвещения. - СПб., 1893. – 432 с.
9. Устав учебных заведений, подведомых университетам [Текст] : ст. // Хрестоматия по истории педагогики: в 4 т. Т. IV. Ч. 1. / сост. Н. А. Желваков. – М., 1938. - С 231—232.
10. Федорова, В. Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России [Текст] : монография / В. Н. Федорова. – М. : Учпедгиз, 1957. – 434 с.
11. Щеглов, Н. Основания общей физики. Для употребления в Артиллерийском Училище [Текст] : учеб. / Сочинение Николая Щеглова. - СПб. : В Морской Типографии, 1824. - 421 с.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99