Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ХАКАССКОЙ МЕДИЦИНЫ)

Печать E-mail
Автор Е. Чанкова   
24.09.2009 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск.

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.

Скачать сборник целиком (1 мб)


Выбор стратегии лечения в современных условиях – это проблема не только медицинской культуры населения, но и сложившихся привычек медицинского поведения. 15 тысяч лет человечество существует, будучи структурировано по этническому признаку. В лоне определенной культуры сложилась определенная система врачевания, отражающая адаптационные возможности обитателей данного определенного природного и культурного мира. В этом смысле народная медицина является элементом этногенеза, а также условием его сохранения[1].
Следует признать, что народная медицина – это не просто набор оригинальных целебных средств, практикуемых в традиционной медицинской практике. Народная медицина является частью традиционной картины мира, вписана в определенный природный и культурный контекст существования этноса, опирается на соответствующие принципы мироотношения. Это не просто резервуар сведений, из которого может черпать научная медицина, обогащая собственный арсенал терапевтических средств, это другая медицина, вырастающая на иных мировоззренческих и культурных основаниях. Ее важнейшие особенности: (1) она видит человека вписанным в целостность космического универсума, это определяет стратегию лечения, которая предполагает не вторжение в мир природы, ее обуздание и преодоление, а адаптацию к природному универсуму, исцеление с использованием самого вещества природы. (2) Народная медицина - это сакральная медицина, она опирается на архаический религиозный опыт, практикуется в том мировоззренческом космосе, в котором реальны добрые и злые духи, магическая обрядовая практика, примитивные верования. В этом смысле народная медицина является элементом культурной традиции, даже традиционно-бытового слоя жизни, важным фактором становления самобытного культурного ареала, и условием сохранения его самобытности.
(3) Учитывающая конкретный природный и культурный контекст существования этноса народная медицина на деле реализует принцип индивидуального врачевания, исходит из того, что пациент биологически и культурно этничен. Народная медицина специализируется на определенном спектре заболеваний, применяет специфический набор лекарственных средств[1].
Эти особенности можно иллюстрировать на примере хакасской народной медицины. Хакассия – область(как политическое образование имеет статус республики), расположенная на Юго-востоке Сибири, граничит с Красноярским краем, республикой Тува. Носителей хакасского языка в настоящее время насчитывается 57 тыс. человек. Хакасская культура имеет древнюю историю, формировалась под влиянием древних цивилизаций Азии, в частности отмечается роль древнетюркских влияний.
Здесь наряду с традицией врачевания русских старожилов (т.н. чалдонов) сохранился опыт хакасской народной медицины. В традиционном быту хакасов лечением занимались шаманы (камы) и врачеватели (имчiл), применявшие народные методы лечения и местные лекарственные средства. При различных психических расстройствах и внутренних заболеваниях обращались к шаману. Для определения диагноза прощупывали пульсацию сердца под мышкой и применяли ворожбу.
Только после определения болезни приступали к лечению, которое у шаманов в основном сводилось к гипнотическим воздействиям. Например, если больной страдал психическим расстройством, то его болезнь переходила, якобы от горных духов – «таг ээзi». Для исцеления необходимо было поставить у дверей юрты священного коня - «ызыха» бурой масти (любимой масти этих духов) и принести жертвоприношение. При различных внутренних болезнях молились фетишам, называемых по хакаски «тöс» и т.д[2]. В отличие от остальных врачевателей, сфера компетенции шамана – взаимодействие с духами. И здесь уместно прислушаться к мнению М Элиаде: сами «лечебные сеансы, иногда исключительно сложные, изысканные» оказывали «несомненно, положительное влияние на больного», с точки зрения психологического воздействия[3]. «Нам нелегко вообразить, что значил такой мастер для архаического общества. Это, прежде всего, уверенность, что люди не одиноки в чуждом мире, окруженные со всех сторон демонами и «силами Зла»… Чрезвычайно утешительной и укрепляющей является убежденность, что один из членов общества может видеть то, что закрыто и невидимо для остальных, а также приносить непосредственные и точные сообщения из сверхъестественных миров» [3].
Кроме того лечебная практика шаманов имела значение для развития самой культуры сибирских народов: традиция заклинаний, молитв, «предэкстатичских состояний» шамана – один из источников языкового творчества, лирической поэзии[3]. Как отмечает М. Элиаде «сегодня трудно нам, современным, представить себе воздействие такого спектакля на «первобытное» общество. Шаманские «чудеса» не только подтверждают и укрепляют структуру традиционной религии, но также стимулируют и оживляют воображение, стирая границы между сном и непосредственной реальностью, открывают окна в миры, населенные богами, умершими и духами»[3].
Лечение любых болезней начинали с обряда окуривания – алас. В качестве дезинфицирующих средств применяли богородскую траву – «ирбен» или можжевельник – «арчын», дымом которых очищали помещение от нечисти. Обряд сопровождался чтением заклинаний. Богородская трава считалась у хакасов первой лечебной травой. Хакасы и русские старожилы окуривали богородской травой помещения и больных инфекционными заболеваниями. Всего в народной медицине использовалось более ста лекарственных растений. По хакасским обычаям растение выкапывали утром, становясь со стороны восхода солнца. Вместо выкопанного корня клали белую шерстинку или серебряную монету и благодарили землю. Пили лекарства только вечером, когда на небе появлялись звезды. Считалось, что в это время лекарство действует сильнее. Лечение начинали при новолунии. Во время болезни остерегались называть имя болезни, полагая, что она может усилиться. Кроме растительных лекарств в лечении использовались средства животного происхождения и химические вещества.
Многие методы, практиковавшиеся в хакасской медицине, вполне вписываются в логику рациональной медицины: прогревание при простудных заболеваниях, гидротерапия.
В целом народная медицина хакасов, имея древнетюркские истоки, формировалась на протяжении последних веков под влиянием восточных традиций и русской крестьянской культуры; отмечено влияние эвенкийского (тунгусского) элемента[2]. Основные лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, а также многие методы лечения, включая магические приемы замены души больного на душу жертвенного животного (öтер), свидетельствуют о принадлежности лечебного искусства хакасов к части культурного наследия тюрков Саяно-Алтая. Широко использовались целебные средства соленых озер и горячих источников. Существовала терапия голодом, массаж, прижигание, лечение гипнозом и т.д. Хакасы верили, что здоровье людей находится в зависимости от расположения небесных светил, влияния окружающих сверхъестественных сил, а лечение – от сакрального числа действий. Магические приемы переплетались с рациональными действиями. Несомненное влияние на хакасскую культуру оказали древние цивилизации Азии[2].
Список литературы.
1.Власов, Г. Современный человек и традиционная медицина / Г. Власов // Человек – 2001. - № 2. – С. 128 – 139.
2.Народная медицина Хакасско-Минусинского края: сб. статей под ред. В.Я. Бутанаева. - Абакан, 1995. – 78 с.
3.Элиаде, М. Шаманизм: архаические техники экстаза» / М. Элиаде. - Киев: София, 2000. – 473 с.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99