Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Система здравоохранения, основанная на страховых принципах, позволяет добиться качественного медицинского обслуживания при ощутимо меньших, чем при частном финансировании, затратах. За счет бюджетных средств населению предоставляется скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах и больницах, финансируются дорогостоящие виды медицинской помощи. ОМС позволяет получать средства, предназначенные для оказания бесплатной медицинской помощи всем группам населения. Однако на данный момент перед российской системой медицинского страхования стоит важная задача - добиться сбалансированности программ ОМС и финансирования системы ОМС в целом. Для современной России чрезвычайно важно обеспечить права застрахованных в системе медицинского страхования в части получения медицинских услуг необходимого объема и качества. Необходима разработка нормативной базы, обеспечивающей права застрахованных, но это не позволит добиться защиты прав пациента, если не будет достигнут определенный уровень информированности пациента об ОМС.
Целью данной работы являлось изучение информированности населения г. Томска в сфере ОМС.
При подготовке к проведению данного социологического исследования были специально разработаны его программа, анкета, включавшая в себя вопросы (всего 14 пунктов) касательно некоторых ситуаций, в которые может попасть застрахованный, например, утеря страхового полиса, отказ в оказании медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении и т.п. Исследование проводилось одномоментно (март 2005). При выборе респондентов важной методологической предпосылкой являлось проведение анкетирования в различных социальных и половозрастных группах населения. Социальная структура респондентов (численностью 100 человек, возрастом от 17 до 65 лет) выглядела следующим образом: пенсионеры – 11%; безработные – 2%; предприниматели – 5%; учащиеся – 45%; служащие – 30%; рабочие – 7%. Опрошенный контингент включал 34% мужчин и 66% женщин; 30,3% состояли в браке.
После обработки информации получены следующие данные. Почти 93% опрошенных знают название своей страховой организации и лишь 7% затруднились с ответом. Однако далеко не все респонденты знают, как поступить в ситуации утери страхового полиса: обладают точной информацией 66% опрошенных, 27% не уверены в своем ответе, и 7% ответа не знают. Знают, как поступить в ситуации истечения срока действия страхового полиса, 96% респондентов.
Рассматривая ситуацию неуплаты страхователем взносов, 78% опрошенных ответили верно, предполагая необходимость оказания застрахованному лицу экстренной и неотложной помощи, при этом 15% прошенных не обладали необходимой информацией о данном вопросе, и 7% затруднились с ответом. Большинство респондентов (57,5%) ответили верно на вопрос, представляющий ситуацию недостатка средств у страховой организации для оказания медицинской помощи, предположив, что помощь застрахованным будет оказана, при этом 3,2% ответили не верно, а 39,3% затруднились с ответом.
Респондентам была предложена для рассмотрения ситуация отсутствия квалифицированного специалиста в медицинском учреждении (последствием этого являлось неоказание медицинской помощи), сориентироваться и ответить верно смогли лишь 36,3% опрошенных; 6,2% затруднились с ответом, а у 57,5% он был неверным. Только 46% респондентов знали, к кому следует обратиться, если качество медицинской помощи, обслуживания будет неудовлетворительным.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что население г.Томска обладает достаточно низким уровнем информированности в сфере обязательного медицинского страхования, т.к. лишь на половину вопросов большинство респондентов дали верные ответы, а в остальных случаях верных ответов было очень мало. Это доказывает, что, оказавшись в подобных ситуациях в реальной жизни, многие люди поступили бы неправильно. Таким образом, помимо разработки нормативной базы, необходимо более близкое ознакомление населения со своими правами и обязанностями как застрахованных лиц.
Список литературы
9. Обязательное медицинское страхование : Сб. законодательных актов, нормативных документов и научно-практических работ, том - 1 / под ред. А. Н. Деева. – Томск, 1996. – 298 с.
10. Обязательное медицинское страхование : Сб. законодательных актов, нормативных документов и научно-практических работ, том - 2 / под ред. А. Н. Деева. – Томск, 1996. – 242 с.
11. Астафуров, А. Н. Изучение мнения различных социологических групп населения о добровольном медицинском страховании / А. Н. Астафуров, А. В. Шевцов // Общественное здоровье и организация медицинской помощи на рубеже веков / Сибирский государственный медицинский университет – Томск, 2000 – С. 293-296.
12. Сплетухов, Ю. А. Перспективы добровольного медицинского страхования / Ю. А. Сплетухов // Финансы - 2004, №8.
13. Лаврова, Ю.А. Перспективы обязательного медицинского страхования / Ю.А. Лаврова // Финансы - 2003, №8.
|