Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра общей и дифференциальной психологии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Одной из важнейших особенностей психоэмоционального функционирования старшеклассников является агрессивность, которая может проявляться в социально неодобряемых, а зачастую – в деструктивных формах. В то же время, как известно подростковый возраст является сензитивным к сознательному изменению форм агрессивного поведения [1]. Однако, несмотря на систематические усилия педагогов, работников правоохранительных органов и школьных психологов по коррекции и профилактике асоциальных форм агрессивного поведения, число зарегистрированных случаев агрессивного поведения подростков в школьной среде и детской преступности постоянно возрастает [2]. Это обстоятельство делает актуальным поиск новых способов профилактики асоциальных форм агрессивного поведения детей и подростков.
Основная цель работы - разработка и апробация комплексной программы обучения управлению агрессией. Для разработки комплексной коррекционно–психологической программы обучения управлению агрессией для подростков использовался междисциплинарный подход. В рамках данного подхода были сформулированы несколько задач: 1) развитие навыков контроля и управления собственной агрессией (навыки саморегуляции). Обучение приемлемым способам выражения гнева; 2) обучение конструктивным поведенческим схемам, снятие деструктивных элементов поведения в проблемной ситуации; 3) развитие позитивной самооценки.
Продолжительность тренинговой программы составляла 3 недели. Практические задания и упражнения: групповая дискуссия, ролевая игра, работа в парах, психогимнастика, рефлексивные упражнения, двигательные упражнения с использованием элементов телесно-ориентированных техник, восстанавливающие упражнения были объединены в 6 занятий продолжительностью 1,5 – 2,5 часа. Тренинговая работа проводилась в подгруппах по 10 человек, что считается оптимальным, поскольку дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений.
После завершения занятий, спустя 4 недели, была проведена заключительная встреча всех членов экспериментальной группы.
Для определения характера детско-родительских отношений использовалась методика «Моя семья», которая позволяет оценить межличностные отношения в семье с точки зрения подростка. Для проверки эффективности тренинговой программы был использован опросник Басса-Дарки. Диагностика индивидуального профиля агрессивности каждого участника исследования проводилась трижды: до проведения тренингов, на следующий день после завершения шестого занятия и четыре недели спустя (во время заключительной встречи).
В исследовании принимали участие подростки, обучающиеся в школах Томской области, в возрасте 14-15 лет. Отобранные для участия в исследовании подростки были объединены в две группы: 40 юношей и 40 девушек составили экспериментальную (тренинговую) группу, включавшую 8 подгрупп, а 20 девушек и 20 юношей вошли в группу наблюдения (контрольную). Участники последней не работали в тренингах, однако отвечали на вопросы теста Басса-Дарки и опросника «Моя семья» в те же сроки, что и участники экспериментальной группы.
Подробный анализ статистически достоверных данных позволил сделать следующие выводы: 1) Степень агрессивности подростка зависит от характера взаимоотношений в семье: чем выше у подростка уровень физической, вербальной агрессивности и чувства вины, тем менее благополучные отношения в семье. Необходимо отметить, что выраженный автономный стиль детско-родительских отношений, (отстраненность родителей, их формальное, а не содержательное участие в жизни подростка) воспринимается самими подростками как отсутствие контроля, директивности и предоставление самостоятельности и положительно коррелирует с раздражительностью и негативизмом; 2) Первичная диагностика (до проведения тренинговых занятий) выявила отсутствие сколько-нибудь достоверных различий в психологических профилях агрессивности участников экспериментальной и контрольных групп. Следует отметить, что первичные психологические профили агрессивности юношей и девушек имели существенные различия. Профиль агрессивности юношей состоял преимущественно из следующих характеристик: физической агрессивности, негативизма, раздражительности, чувства вины. Профиль агрессивности девушек включал характеристики: физическая агрессивность, вербальная агрессивность, негативизм, подозрительность. Полученные нами результаты не вступают в противоречие с современными литературными источниками [1]; 3) Сравнение результатов третьего тестирования показало наличие достоверных различий в психологических профилях агрессивности участников экспериментальной и контрольных групп, что можно расценивать как отражение формирующего влияния тренинговой программы. Причем, характер изменений профилей агрессивности девушек и юношей был неодинаков. Так, у юношей было выявлено достоверное снижение интенсивности следующих показателей: физической агрессивности, косвенной агрессивности, вербальной агрессивности, подозрительности, негативизма, обиды. Особенно сильно снизилась степень интенсивности чувства вины и раздражительности, влияющих на проявление агрессивности. Следует отметить, что позитивные сдвиги психологического функционирования участников тренинговой группы происходили на фоне возрастания общей агрессивности юношей контрольной группы, прежде всего за счет повышения уровней физической, вербальной, косвенной агрессивности и обиды. У девушек положительное влияние тренинга проявилось в показателях: физической агрессивности, косвенной агрессивности, вербальной агрессивности, негативизма, подозрительности, обиды, чувства вины. В то же время разработанный тренинг не повлиял на раздражительность девушек, что является предпосылкой для дальнейшей работы в этой области; 4) Анализ изменений психологических профилей агрессивности юношей и девушек экспериментальной группы выявил гендерные различия чувствительности к разработанному тренингу. Более чувствительными к психологическому воздействию оказались юноши, это может объясняться как индивидуальными различиями в физиологическом и психологическом созревании, так и гетерохронностью в развертывании этого этапа онтогенеза у юношей и девушек. Принимая во внимание особенности женского онтогенеза, можно предположить, что данная тренинговая работа будет более эффективной для девушек, если сроки проведения тренинговой программы сдвинуть на более ранний возрастной период – 12 -14 лет. Данный аспект необходимо учитывать при составлении программ психологической и психотерапевтической интервенции для работы с подростками.
Таким образом, разработанная тренинговая программа, направленная на обучение управлению агрессией - эффективна и может применяться практикующими психологами в школах для профилактики асоциальных форм поведения подростков.
Список литературы:
1. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – М. : Феникс, 2003. – 251 с.
2. Кулагин, Л. Г. О подростках, которым трудно / Л. Г. Кулагин // Педиатрический журн. – 2002. - № 6. – С. 141-142.
|