Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра управления и экономики фармации
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: компетенция – круг вопросов, в котором данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. В настоящее время компетентностный подход используется в различных сферах деятельности для оценки результатов обучения, для аттестации работников и оценки их профессионального развития, при принятии людей на работу, для определения квалификации сотрудников [2]. Было отмечено, что в последнее время изменились требования к сотрудникам во всех сферах деятельности. Всё более заметным становится спрос не столько на узкоспециализированных специалистов, сколько на работников, располагающих определённым личностным потенциалом, способных эффективно решать сложные профессиональные проблемы комплексного характера [1].
Целью фармацевтической деятельности является оказание эффективной и безопасной фармацевтической помощи. Но любой хозяйствующий субъект должен быть успешным, поэтому его целью является получение прибыли. В результате наблюдается столкновение интересов хозяйствующего субъекта и субъекта, который выполняет социальную миссию [3]. Поэтому нужно осуществить комплексную оценку профессиональной компетенции личности, чтобы выявить её слабые стороны и рекомендовать способы их преодоления.
Цель: Исследовать профессионально-компетентную личность в фармации.
Материалы и методы: Аналитико-синтетическая переработка информации, социологические методы.
Результаты: Для изучения профессионально-компетентной личности нами была разработана модель компетенций, состоящая из 6 ключевых требований, более всего необходимых фармацевтическому работнику, занятому обслуживанием населения (см. рис. 1).
Рис.1. Модель профессиональной компетенции фармацевтического работника.
Мы составили тестовые задания для изучения профессиональных знаний, включающие в себя тесты по фармакологии, управлению и экономике фармации. Для того, чтобы определить уровни тревожности, групповой сплочённости, мотивации достижений, коммуникабельности, информационной культуры, были подобраны психологические тесты. Проводилось наблюдение за оказанием фармацевтической помощи.
Исследование было проведено на базе четырёх аптек города Улан-Удэ (столицы республики Бурятия). Оно показало, что профессиональные знания фармацевтических работников находятся на невысоком уровне; коммуникабельность, мотивация достижения, информационная культура, коллективное взаимодействие достигают только средних показателей; низкий уровень тревожности. Работники мало уделяют внимания посетителям аптеки: часто невнимательно их слушают, не дают достаточной информации о свойствах лекарственных препаратов.
Выводы: полученные результаты показывают, что профессиональная компетентность сотрудников аптек г. Улан-Удэ находится на среднем уровне, даже по такому наиболее важному показателю, как профессиональные знания. Это говорит о том, что они не в полном объёме реализуют основную цель фармации. Поэтому необходимо рекомендовать руководителям аптек способы повышения компетентности их фармацевтических работников. При этом такие способы, которые заинтересуют провизоров и фармацевтов.
Список литературы:
1. Аппорт, Л. М. Управление персоналом в бизнесе / Л. М. Аппорт // Менеджмент для предпринимателей. – 2005. - № 1. – С. 23.
2. Звонко, В. А. На прицеле – компетенции / В. А. Звонко // Стратегии. – 2005. - № 3. – С. 5-7.
3. Кононова, С. В. Фармацевтическое образование как основа фармацевтической культуры / С. В. Кононова, Н. Н. Соколова // Ремедиум. – 2006. - № 10. – С. 15-17.
|